Дополнительная образовательная программа по обучению вязанию крючком

Дополнительная образовательная программа по обучению вязанию крючком

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Волшебный крючок»
Рабочая программа

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное и не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Мучкапского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

Общеобразовательной общеразвивающей программы»

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Эстетическое воспитание детей характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности.

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное и не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Изначально для вязания вместо крючка использовали тонко заточенную деревянную палочку. Гораздо позже появилась согнутая головка, которая, модифицировавшись, дошла до наших дней.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, потому что исходный материал — пряжу — можно использовать несколько раз и без особых потерь. Еще одним положительным моментом этого вида творчества, является его доступность в любой обстановке, ведь крючок и клубочек могут поместиться даже в самой маленькой сумочке.

Вязание крючком увлекает и восхищает, ведь из ничего при хорошем воображении, усидчивости и желании можно сделать настоящий шедевр. Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать.

Дети, увлеченные работай, представляют поставленную перед собой цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий, преодолевают несложные препятствия, оценивают полученный результат. Развивается способность анализировать, выделять и сопоставлять результаты деятельности товарищей.

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с окружающими. Развивается взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности. Работа по вязанию помогает развивать точность и ловкость движений рук, воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, умение доводить задуманное до конца. Работа по вязанию развивает элементарные математические представления: дети быстрее осваивают счет в пределах 20, легко ориентируются в пространстве (верх, низ, право, лево), работают по схеме. Вывязывая воздушные петельки, дети непроизвольно их считают, выполняя аппликации, закрепляют знания основных цветов и их оттенков. К тому же вязание прекрасно развивает мелкую моторику, координацию движения рук.

Программа «Волшебный крючок» — вязание крючком — художественной направленности.

Приобщение детей к этому виду искусства произойдет посредством изучения теории вязания крючком и применения ее при изготовлении работ на практике.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время уделяется большое внимание приобщению детей к обучению народным ремеслам. Занятия таким видом творчества, как вязание крючком помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, это очень важно в любом возрасте. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что содержание данного курса дополняет содержания программ начального и среднего основного общего образования по предметам: история, изобразительное искусство, технология. С помощью данной программы возможно приобщение учащихся к лучшим традициям мировой художественной культуры через проектную и исследовательскую деятельность.

Новизна данной программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком. Программа предлагает новые формы организации занятий, эффективные методы образовательно–воспитательной деятельности работы с детьми: беседа-показ, беседа-обсуждение, ситуационно-ролевые игры, викторины, конкурсы, самостоятельную работу, выставки вязаных изделий.

Программа рассчитана для девочек и мальчиков в возрасте: 8-15 лет. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

Для обучения принимаются все желающие. Количество учащихся в объединении: 10-12 человек.

Программа рассчитана на 140 ч. обучения (4 занятия в неделю: 2 х 2). Продолжительность одного занятия — 45 мин.

Организация образовательного процесса по программе: очное обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, выставки, игровые формы.

Педагогические технологии: групповое обучение, проектная деятельность

Цель — формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство и раскрытие его потенциала посредством овладения вязанием крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

∙ познакомить с историей и развитием художественного вязания;

∙ обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

∙ познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

∙ научить чётко, выполнять основные приёмы вязания ;

∙ обучить свободному пользованию простыми схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

∙ научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

∙ привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

∙ воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы. Экономичное отношение к используемым материалам;

∙ выработать эстетический и художественный вкус.

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/11/17/obshcheobrazovatelnaya-obshcherazvivayushchaya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: