Дополнительная образовательная программа вязание на спицах
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладного искусства «Вязание»
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 1- 9 классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладного искусства «Вязание»»
Управление образования МО «Мухоршибирский район» РБ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Решением методического совета Директор МБОУ ДО «Центр
Дополнительного образования» ________М. М. Злобина.
Дополнительная общеобразовательная программа
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 1- 9 классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения)
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
3. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно — прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проходят два раза в неделю по вторникам и средам, по 2 и 2 часа в неделю. В объединении занимается 25 учащихся. Продолжительность одного занятия – не более 45 минут.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель программы: развитие и воспитание творческой личности ребенка, духовное обогащение, интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Образовательная: Формирование умений и навыков для самостоятельного вязания, дети учатся на занятиях вязать, вышивать т. е мастерить своими руками.
Воспитывающая: Создать условия для самореализации учащихся, воспитание эстетического вкуса, т. е учиться видеть и понимать красоту сделанную своими руками, умение работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Развивающая: Создать благоприятные педагогические условия, обеспечивающие становление личности, развитие художественно-творческих способностей, совершенствовать коммуникативные навыки.
Здоровье сберегающая: Совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни. Контроль за соблюдением правил техники безопасности, освещенность рабочих мест, физкультминутка.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проходят два раза в неделю по вторникам и средам, по 2 и 2 часа в неделю. В объединении занимается 25 учащихся. Продолжительность одного занятия – не более 45 минут.
В процессе занятий использую различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем) исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
— учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
— способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
— заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим;
— возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
— эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
— учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
— различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
— развивать художественный вкус, фантазию, воображения, память, мышление, аргументировать свою точку зрения;
— понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
-формирование рабочей группы для выполнения проекта — публичная презентация и защита проекта;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оценивание своей способности и готовности к труду.
Осознание ответственности за качество результатов труда.
Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнение работ.
Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении работ.
Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены.
Контроль промежуточного и конечного результата труда.
Развитие моторики и координации рук при работе с инструментами.
Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Моделирование художественного оформления объекта труда.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
— иметь понятие об истории вязания, материалах и инструментах; — уметь набирать петли, вязать несколько разных видов вязок (платочная, чулочная, резинка), крючком вязать воздушную цепочку, плоский круг;
— уметь вышивать крестиком, гладью несложные рисунки;
-участвовать в различных мероприятиях и выставках представляя свои изделия.
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
-освоить большее количество интересных ажурных вязок, связать ажурную салфетку;
— связать для себя на 5-ти спицах носки, варежки;
— участвовать в изучении народных традиций, украшения одежды и дома;
-участвовать в различных мероприятиях и итоговых выставках.
В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
— действие смыслообразования (интерес, мотивация);
— действие нравственно – эстетического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
— формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
— формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
— эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
— формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
— формирование желания выполнять учебные действия;
— использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
— ориентация на моральные нормы и их выполнение.
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
— имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
— составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
— использовать знако – символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
— овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— умения с достаточной коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
— формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
— формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т. п.);
— формирование умения работать в парах и малых группах;
— формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
— организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
— отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В результате обучения обучающиеся Могут овладеть:
Трудовыми и технологическими знаниями и умениями, навыками использования распространенных ручных инструментов и приспособлений, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям.
С основными понятиями и характеристиками, с назначением и технологическими свойствами материалов, с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека.
3. Плоский круг и простые изделия в этой технике.
5. Элементы костюма (топик, юбочка, жилет, шапочка)
6. Декоративная композиция сувениров к праздникам.
7. Экология и декоративно — прикладное творчество. Отображение окружающего
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Дата проведения по плану/ факту |
Вязание на спицах | «Мы знакомимся». История вязания спицами. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Подбор спиц и пряжи. | Беседа, опрос, анкетирование | 2 | 04.09.2018/ 04.09.2018 |
Основные приемы вязания спицами. Вязание лицевых и изнаночных петель | Беседа, опрос практическая работа | 2 | 05.09.2018/ 05.09.2018 | |
Резинка 1х1, 2х2. Условные обозначения. Закрепление петель последнего ряда | Беседа, опрос практическая работа | 2 | 11.09.2018/ 11.09.2018 | |
Ободок для волос. Шарфик. | Беседа, опрос, практическая работа, самоанализ работы | 2 | 12.09.2018/ 12.09.2018 | |
Тапочки. | Беседа, опрос, практ. работа, анализ работы | 2 | 18.09.2018/ 18.09.2018 | |
Носки. Вязание 5-ю спицами. | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 19.09.2018/ 19.09.2018 | |
Носки. Вязание 5-ю спицами | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 25.09.2018 / 25.09.2018 | |
Носки. Вязание 5-ю спицами. | Беседа, практ. работа, самоанализ, анализ творческой работы | 2 | 26.09.2018/ 26.09.2018 | |
Варежки. Вязание 5-ю спицами. | Беседа, опрос, практическая работа. | 2 | 02.10.2018/ 02.10.2018 | |
Варежки. Вязание 5-ю спицами | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 03.10.2018\ 03.10.2018 | |
Варежки. Вязание 5-ю спицами. | Беседа, опрос, практ. работа, самоанализ, анализ работы | 2 | 09.10.2018/ 09.10.2018 | |
Вязание крючком | История вязания крючком. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Подбор крючков и ниток. | Беседа, опрос, анкетирование | 2 | 10.10.2018/ 10.10.2018 |
Основные приемы вязания крючком. Образование начальной воздушной цепочки. Цепочка | Беседа, опрос, практ. работа. | 2 | 16.10.2018/ 16.10.2018 | |
Плоский круг, квадрат | Беседа, опрос, практ. работа. | 2 | 17.10.2018/ 17.10.2018 | |
Треугольник, прямоугольник. | Беседа, опрос, практ. работа, самоанализ, анализ работы. | 2 | 23.10.2018/ 23.10.2018 | |
Игольница. | Беседа, опрос, показ готового изделия, практ. работа | 2 | 24.10.2018/ 24.10.2018 | |
Игольница | Беседа, опрос, показ готового изделия, практ. работа самоанализ, анализ готовой работы | 2 | 30.10.2018/ 30.10.2018 | |
Игрушка. Собачка-карандашница. | Беседа, опрос, показ готового изделия, практ. работа | 2 | 31.10.2018/ 31.10.2018 | |
Игрушка. Собачка-карандашница. | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 06.11.2018/ 06.11.2018 | |
Игрушка. Собачка-карандашница. | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 07.11.2018/ 07.11.2018 | |
Игрушка. Собачка-карандашница | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 13.11.2018/ 13.11.2018 | |
Оформление готового изделия | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 14.11.2018/ 14.11.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка. | Беседа, опрос, показ готовых изделий, практ. работа | 2 | 20.11.2018/ 20.11.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка. | Беседа, практ. работа | 2 | 21.11.2018/ 21.11.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка | Беседа, практ. работа | 2 | 27.11.2018/ 27.11.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка | Беседа, практ. работа | 2 | 28.11.2018/ 28.11.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка | Беседа, практ. работа | 2 | 04.12.2018/ 04.12.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка | Беседа, практ. работа | 2 | 05.12.2018/ 05.12.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка | Беседа, практ. работа | 2 | 11.12.2018/ 11.12.2018 | |
Плоский ажурный круг. Вязание по схеме. Салфетка. Оформление готового изделия | Беседа, практ. работа, самоанализ, | 2 | 12.12.2018/ 12.12.2018 | |
Элементы костюма. Топик. | Беседа, опрос, показ готовых изделий, практическая работа | 2 | 18.12.2018/ 18.12.2018 | |
Топик | Беседа, практ. работа | 2 | 19.12.2018/ 19.12.2018 | |
Топик | Беседа, практ. работа | 2 | 25.12.2018/ 25.12.2018 | |
Топик | Беседа, практ. работа | 2 | 26.12.2018/ 26.12.2018 | |
Топик. Оформление. | Беседа, практ. работа, самоанализ, анализ готового изделия | 2 | 08.01.2019/ 08.01.2019 | |
Юбочка. | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 09.01.2019/ 09.01.2019 | |
Юбочка | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 15.01.2019/ 15.01.2019 | |
Юбочка | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 16.01.2019/ 16.02.2019 | |
Юбочка | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 22.01.2019/ 22.01.2019 | |
Юбочка | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 23.01.2019/ 23.01.2019 | |
Юбочка. Оформление. | Беседа, опрос, практич. работа, самоанализ, анализ готового изделия | 2 | ||
Жилет. | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 29.01.2019/ 29.01.2019 | |
Жилет | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 30.01.2019/ 30.01.2019 | |
Жилет | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 05.02.2019/ 05.02.2019 | |
Жилет | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 06.02.2019/ 06.02.2019 | |
Жилет | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 12.02.2019/ 12.02.2019 | |
Жилет. Оформление. | Беседа, опрос, практич. работа, самоанализ, анализ готового изделия | 2 | 13.02.2019/ 13.02.2019 | |
Шапочка | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 19.02.2019/ 19.02.2019 | |
Шапочка | Беседа, опрос, практ. работ | 2 | 20.02.2019/ 20.02.2019 | |
Шапочка. Оформление. | Беседа, опрос, практ. работ, самоанализ, анализ работы | 2 | 26.02.2019/ 26.02.2019 | |
Декоративная композиция сувениров к праздникам. Свободная тема. | Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 27.02.2019/ 27.02.2019 | |
Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 05.03.2019/ 05.03.2019 | ||
Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 06.03.2019/ 06.03.2019 | ||
Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 12.03.2019/ 12.03.2019 | ||
Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 13.03.2019/ 13.03.2019 | ||
Беседа, опрос, практ. работа | 2 | 19.03.2019/ 19.03.2019 | ||
Экология и декоративно — прикладное творчество. Отображение окружающего мира в изделиях мастеров. | Правила техники безопасности Экскурсия на природу. | 6 | 20.03.2019/ 20.03.2019 | |
Вышивка | История вышивания, инструменты и материалы. Виды и свойства ниток и иголок. Техника безопасности | Беседа, опрос, показ готовых изделий. | 2 | 26.03.2019/ 26.03.2019 |
Шов крестиком несложных изделий | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 27.03.2019/ 27.03.2019 | |
Шов крестиком несложных изделий | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 02.04.2019/ 02.04.2019 | |
Шов крестиком несложных изделий | Беседа, опрос, практич. работа | 2 | 03.04.2019/ 03.04.2019 | |
Цветоведение | Беседа, опрос, рассказ | 2 | 09.04.2019/ 09.04.2019 | |
Принцип сочетания цветов, богатство красок. | Беседа, опрос, рассказ, разработка эскиза композиции с использованием образов, показ готовых изделий. | 2 | 10.04.2019/ 10.04.2019 | |
Традиционные узоры славян. | Беседа, опрос, рассказ, разработка эскиза композиции с использованием образов, показ готовых изделий. | 2 | 16.04.2019/ 16.04.2019 | |
Композиция. Индивидуальная работа | Беседа, практ. работа | 2 | 17.04.2019/ 17.04.2019 | |
Беседа, практ. работа | 2 | 23.04.2019/ 23.04 2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 24.04.2019/ 24.04.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 30.04.2019/ 30.04.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 07.05.2019/ 07.05.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 08.05.2019/ 08.05.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 14.05.2019/ 14.05.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 15.05.2019/ 15.05.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 21.05.2019/ 21.05.2019 | ||
Беседа, практ. работа | 2 | 22.05.2019/ 22.05.2019 | ||
Подготовка к отчетной выставки 1 июня — День Защиты Детей | 2 | 28.05.2019/ 28.05.2019 | ||
Подготовка к отчетной выставки 1 июня — День Защиты Детей | 2 | 29.05.2019/ 29.05.2019 | ||
Итого: | 157 |
Источники:
Https://multiurok. ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-programma-de. html