Дополнительная общеобразовательная программа по вязанию крючком
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вязаная игрушка»
Рабочая программа
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Вязаная игрушка» призвана решать обозначенную выше задачу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
431430, г. Инсар, ул. Московская 98, тел. (83449)2-16-71
МБУДО «Инсарский районный ___________И. Н. Парамонова
Пояснительная записка программы 3 Цели и задачи программы 8 Учебный план программы 10 Содержание учебного плана программы 10 Календарный учебный график программы 15 Планируемые результаты освоения программы 22 Оценочные материалы программы 24 Методическое обеспечение программы 26 Материально-техническое обеспечение программы 26 Список используемой литературы 27
Приложение 1. Диагностический материал к дополнительной
Общеобразовательной общеразвивающей программе 29
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Вязаная игрушка» призвана решать обозначенную выше задачу.
Программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Вязание крючком, как и любой другой вид декоративно-прикладного искусства, всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. При овладении приемами вязания крючком у детей развивается образное и пространственное мышление, мелкая моторика рук; дети учатся составлять самостоятельно композиции, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
Вязание крючком не требует сложного оборудования. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности для творческого труда.
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФКЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования» ;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; 5.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
5. Приказ Министерства образования РМ от 04.03.2019 №211 «О внедрении персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в РМ»;
6. СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Устав МБУДО «Инсарский районный Дом творчества»;
8. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «Инсарский районный Дом творчества.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вязаная игрушка» составлена на основе:
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ./Под редакцией О. С. Молотобарова. М., Просвещение 1990
2. Программа «Волшебный клубок» Вельмискиной Т. Я. Под ред. Кудашкиной Л. В. 2004
Занятия по программе «Вязаная игрушка» формируют практические навыки, активность в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают в себе различные виды практической работы по изготовлению игрушек – сувениров, но и открывают обучающимся прекрасный мир природы, народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, проявить своё творчество, фантазию.
В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.
Особенностью данной программы является применение педагогической технологии на основе интенсификации и активизации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного освоения новых видов техник вязания.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вязаная игрушка» ориентирована на работу с детьми 7-15 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности к занятиям художественным творчеством.
Продолжительность реализации всей программы 144 часа.
В процессе реализации программы используются многообразные формы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия.
Для младшего возраста — сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»)
Для среднего возраста — экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.
Для старшего возраста — создание презентаций, творческие конкурсы, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии.
Используются различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа 45 минут). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.
Источники:
Https://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2022/06/22/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya-obshcherazvivayushchaya