Дополнительное образование программа по вязанию крючком и спицами

Дополнительное образование программа по вязанию крючком и спицами

Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком»
Рабочая программа по теме

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вязание крючком — такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 7 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком.

Программа кружка рассчитана на 3 года обучения. Количество занятий: первый год – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 ч. (3 раза по 2 часа), третий – 216 ч. (3 раза по 2 часа).

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Второй год — на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев, а также вязания в филейной, брюггской и ирландской технике. Третий год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового объемного вязания, технологии изготовления вязаной одежды

Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей; Обучить правильному положению рук при вязании; Обучить правильно пользоваться инструментами; Познакомить с основными условным обозначениями; Обучить строить схемы для вязания по описанию; Научить четко выполнять основные приемы вязания; Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания; Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей; Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. Привить интерес к данному виду творчества; Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса; Привить основы культуры труда. Развить творческие способности; Развить произвольность психических процессов; Развить образное мышление; Развить воображение и фантазию; Развить моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы : принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

— метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Историю техники вязания крючком; Правила поведения, правила техники безопасности; Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком; Условные обозначения, понятие «раппорт»; Основные приемы набора петель и вязания крючком. соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами; правильно пользоваться крючком, ножницами; правильно читать условные обозначения; подбирать материалы для вязания; выполнять основные узоры; свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту. Правила поведения, правила техники безопасности; Особенности вязания продольных и поперечных кружев; Понятие «прошва»; Особенности вязания в брюггской, филейной и ирландской технике. Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе; Вязать продольные и поперечные кружева; Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике. Правила поведения, правила техники безопасности; Современные тенденции в моде вязаной одежды; Особенности ухода за вязаной одеждой; Понятие пестрое вязание, способы замены нитей; Понятие орнамент, способы его выполнения; Виды украшения вязаных изделий; Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»; Особенности кругового объемного вязания; Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок перчаток, варежек, шапочек; Последовательность выполнения деталей изделия; Особенности сборки изделия, виды швов. Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности; Вязать узоры в технике пестрого вязания; Выполнять орнамент; Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы; Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек; Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки; Вязать по выкройке и по расчету; Определять плотность вязания; Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей; Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов; Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения.

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.

Выставка — форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/05/30/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-0

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: