Конспект урока по технологии на тему вышивка

Конспект урока по технологии на тему вышивка

Конспект урока технология
План-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Цель: формирование знаний о традициях и основных понятиях вышивки, технологическом процессе подготовки к вышиванию; формирование умений и навыков по подготовке к вышиванию; обобщение и закрепление полученных знаний; развитие индивидуальности, воспитание уважения к традициям своего народа.

Обучающие: сформировать знания о традициях вышивания, видах вышивки, понятиях «орнамент», «колорит», материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию; сформировать умения организовать рабочее место, готовить ткань к работе, выполнять разметку и перевод рисунка на ткань, изменять размер рисунка, заправлять ткань в пяльцы, подбирать иглы и нитки, закреплять нитку на ткани без узелка.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и внимательность; способность к осознанному выбору, работе самостоятельно и с партнером, самоанализу и самооценке.

Воспитательные: прививать интерес и уважение к народным традициям, декоративно-прикладного искусству, формировать привычку к соблюдению правил гигиены и безопасности во время трудового процесса.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха

Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, элементы игры, практическая работа, тестирование

Средства обучения: выставка образцов вышивки, компьютерная презентация,

Инструкционные карты, карточки само — и взаимоконтроля, карточки-задания.

Проверка состояния рабочих мест, проверка наличия письменных принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий, организация внимания.

2. Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

Тема урока «Вышивка и вышивание как древнее рукоделие».

Сообщение задач и мотивацию осуществляет с обращением к презентации урока.

Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса вышивания?

Раздает карточки с кроссвордом, предлагает его разгадать.

Помогает оценить знания и заполнить карточки контроля.

1. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

В 18-20 веках вышивка входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

2. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы.

3. В течении нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от условий создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиций.

Используя презентацию, знакомит с видами вышивки – счетными и свободными, видами вышивания – плоскостным, декоративным и орнаментальным, формирует понятия «орнамент», «колорит»

Смотрят презентацию, записывают в тетради основные понятия.

Проводит физкультминутку в форме игры «Театр-экспромт»:

Правила просты: изображайте действия персонажей.

Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку ( руки вверх ). Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок. Деревья закачались ( наклоны влево, вправо с поднятыми руками ). Листочки затрепетали ( движения кистями рук ). Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно ( руки вверх – вдох, руки вниз — выдох )

Принимают участие в игре, выполняют движения разминочного комплекса.

-Счетные вышивки удобнее выполнять на каких тканях?

— Если нитка толще ткани, вышивка получится красивее?

— От толщины ткани будет зависеть выбор толщины нитки?

— От вида иглы зависит качество и удобство выполнения работы?

— Чем можно защитить рабочий палец от прокола иглой?

— Какой инструмент требуется для обрезания нитки?

— Что используют для предохранения вышивки от деформации?

— Что требуется при определении размеров ткани, разметки узора на ней?

В операциях подготовки к вышиванию потребуются линейка, сантиметровая лента, калька, копировальная и миллиметровая бумага.

Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок.

Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани.

Хлопчатобумажные ткани удобнее вышивать иглами № 2-3, короткими с длинным ушком.

Кроме этого, для работы требуются наперсток, ножницы с острыми и скругленными концами, пяльцы.

Пяльцы бывают круглые и квадратные, деревянные, пластмассовые или металлические, диаметром 20, 40 см.

4.5. Организация рабочего места. Техника безопасности

— Расскажите правила безопасной работы с ножницами.

Правой. Укладка с инструментами должна быть справа.

Корпус слегка наклонен вперед, поясница опирается на спинку стула, от глаз до работы 30-35 см, свет падает сверху слева.

Отвечают на вопросы учителя, слушают дополнения к своим ответам.

4.6 Технология процесса подготовки к вышиванию

Показ презентации, приемов нанесения, основных линий в зависимости от месторасположения рисунка.

Показ презентации и одного из способов перевода рисунка на ткань. Рассказ о других способах: прошивание по бумаге, подсвечивание снизу или через окно, припорохом.

Дает задание: по слайду презентации и инструкционной карте ознакомится с правилами заправки ткани в пяльцы, объяснить их.

4.10 Способы закрепления нитки на ткани без узла

С помощью презентации и показа инструкционной карты объясняет материал:

Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть такой же аккуратной, как и лицевая.

Совершенно недопустимы узлы, беспорядочные переходы нитей, незакрепленные концы.

При вышивании одинарной ниткой ее закрепляют несколькими маленькими стежками, или оставляют на лицевой стороне конец нити, который потом закрываю вышивкой.

Если вышиваю ниткой, сложенной вдвое, то ее вдевают в иглу двумя концами, делают маленький стежок и продевают в петлю, образовавшуюся на другом конце нити.

По окончании вышивания нить пропускают под выполненными стежками с лицевой или с изнаночной стороны и аккуратно обрезают.

Смотрят презентацию, инструкционные карты, слушают пояснения учителя.

Объясняет задание, последовательность выполнения действий, правила работы с карточкой контроля, напоминает о соблюдении правил безопасности.

Знакомятся с инструкционной картой, карточкой контроля.

Оказывает педагогическую помощь с учетом индивидуального стиля работы учениц. Создает атмосферу доверия и поддержки. Корректирует слабые стороны личности.

Выполняют практическую работу, осуществляют само — и взаимоконтроль.

— Какие операции включает подготовка к вышиванию?

Вспоминают изученный на уроке материал, отвечают на вопросы учителя.

6.2 Выполнение заданий по выбору на закрепление материала

Дает задание ознакомиться с заданиями по выбору, сделать выбор, выполнить задание

Отмечает, достигнута ли цель урока, характеризует работу учеников на уроке, продуктивность само-и взаимоконтроля, отмечает проявление инициативы, творчества, самостоятельности.

Анализируют результаты своей работы на уроке.

8. Определение и разъяснение домашнего задания

Дает домашнее задание, поясняет правила его выполнения

Записывают домашнее задание в дневник, получают карточки.

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2018/02/16/konspekt-uroka-tehnologiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: