Методические рекомендации вышивки лентами

Методические рекомендации вышивки лентами Принципы построения узоров для вышивания лентами Материал по теме Принципы построения

Методические рекомендации вышивки лентами

Принципы построения узоров для вышивания лентами
Материал по теме

Принципы построения узоров для вышивания лентами, композиция, цвет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Принципы построения узоров для вышивания лентами

Вышивка лентами является ярким и выразительным направлением декоративно-прикладного творчества. А при соблюдении некоторых принципов построения узоров для вышивания лентами становится искусством.

Композиция. Это слово произошло от латинского compositio, что означает «составление, связывание». Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. К понятию «композиция» относится все то, что имеет отношение к построению декоративного изделия, в том числе и вышивки, как законченного целого. В отличие от реалистического изображения в декоративных композициях зачастую применяются условные обозначения. На протяжении многих столетий складывались традиции размещения и сочетаемости различных элементов орнаментов, совершенствовались способы расположения узоров, которыми украшали одежду, белье, предметы обихода и пр.

Вышитые узоры, размещаемые по всей поверхности изделия или в какой-либо его части (в середине, по краям или углам), должны не только эстетично выглядеть, но и акцентировать внимание на главном и оптимизировать размеры и формы предметов. Орнаменты могут располагаться на изделии широкими, узкими, вертикальными, горизонтальными или хаотически размещенными полосами, а также по его краям, создавая зрительный эффект волнистости.
Композиционное построение вышивки в некоторой степени отличается от композиции живописных рисунков. Его цель заключается в общем решении плоскостного изображения, предназначенного для украшения какого-либо изделия и имеющего определенное применение. Вследствие этого соразмерность и взаимное расположение частей орнамента, характер узора и его цветовое решение определяются видом модели и ее назначением.
Выбрав узор для будущей вышивки, прежде всего определите, каким будет его композиционный центр и где он расположится. Это может быть крупный цветок, вокруг которого сгруппируются меньшие по размеру элементы, вышитые более светлыми по окраске лентами. Такое композиционное решение узора вышивки поможет акцентировать внимание на его основном объекте. Вместе с тем прием акцентирования внимания на основном объекте за счет ослабления изображения второстепенных деталей способствует созданию целостной композиции, элементы которой составляют единое целое и дополняют друг друга. Кроме того, увеличенные размеры центральных элементов, особенности фактуры шелковых лент и контрастный колорит их окраски усиливают впечатление выпуклости узора.
Не менее важно выбрать оптимальную композиционную схему построения рисунка, которая может быть треугольной (пирамидальной), квадратной, круглой, эллиптической (овальной), угловой, прямоугольной или выполненной в виде ромба. При разработке рисунка вышивки обычно применяется способ, называемый золотым сечением, или правилом третей. Суть его заключается в том, что все детали узора располагаются в воображаемой сетке, которая делит изображение на трети.
Замкнутость или, наоборот, открытость вышитых композиций достигается направлением частей элементов к центру изображения или от него.
Важным этапом композиционного построения рисунка вышивки является определение его формы. Формат вышивки определяется расположением деталей рисунка. Если они размещаются по вертикали, целесообразно вышивать их в вертикальном, или портретном, формате, а если детали растянуты по горизонтали, в большей степени подойдет горизонтальный, альбомный или пейзажный, формат. Для декоративных композиций можно выбрать круглую, овальную или квадратную форму.
При вышивке шелковыми лентами используется метод стилизации, который позволяет упрощать вышиваемые предметы, поскольку наличие множества мелких частей лишь утяжеляет композицию и нарушает ее восприятие. Тем не менее и здесь не помешает чувство меры: очень важно сохранить характерные особенности предмета, чтобы он был не только хорошо узнаваем, но и не утратил свойственной ему красоты и изящества. Вышиваемых предметов не должно быть ни слишком мало, ни чересчур много в ограниченном пространстве узора.
Выбирая фон вышивки и местоположение отдельных элементов рисунка, учитывайте правило контраста. Светлые детали зрительно лучше воспринимаются на темном фоне, а темные, наоборот, на светлом.
Построение многих орнаментов в вышивке лентами основано на ритмическом чередовании деталей — цветов, листьев, растительных и геометрических узоров и т. п. Ритмичность придает изображению динамичность, поскольку следование взгляда по цепочке сменяющих друг друга элементов создает ощущение его движения. Усиливает этот эффект и диагональное расположение листьев, цветов и ветвей, которые как бы колышутся на ветру.
В композиционном решении вышивок важную роль играет симметрия, то есть закономерное расположение элементов, при котором одна половина рисунка представляет собой зеркальное отображение другой. Асимметричная композиция отличается от симметричной преобладанием количества вышитых элементов в одной ее половине. Симметричные композиции с уравновешенными частями создают впечатление статичности, тогда как асимметричность придает рисунку динамичность.
Разработку композиции будущей вышивки всегда начинайте с выполнения графического рисунка или схемы узора. Затем, подобрав цветовой и фактурный фон для вышивки, разложите на подготовленной основе кусочки разноцветных лент в соответствии с задуманным рисунком. Перемещая элементы изображения, добейтесь наиболее удачного композиционного и цветового решения декоративной работы.

Цвет — основное выразительное средство вышивки, с помощью него образуется целостная система, называемая колоритом. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обусловливает выразительные, изобразительные и декоративные возможности вышивания.
Детали, окрашенные в теплые цвета, как бы выступают над поверхностью рисунка, зрительно кажутся ближе. Холодные цвета обладают обратным свойством — зрительно
Отдалять предметы. Учитывая эти особенности можно создать впечатление глубины в плоскостном изображении.

Деление цветов на теплые и холодные считается условным, поскольку, если расположить холодный цвет рядом с более холодным, он будет казаться теплым.
Каждый цвет обладает тремя характеристиками — цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Под цветовым тоном подразумевается уровень цветности, а также способность данного цвета отличаться от других цветов спектра. В вышивке рекомендуется применять не только чистые спектральные цвета, но и различные промежуточные оттенки. Такие соединения выглядят довольно эффектно и одновременно мягко и успокаивающе.
Насыщенность — это степень интенсивности цвета. Именно благодаря этому свойству при вышивании удается добиться требуемого эффекта. Светлые оттенки зрительно четко отделяются от темных, но в узоре обязательно должна присутствовать группа средних тонов, восприятие которых зависит от окраски ближайших к ним элементов рисунка и фона ткани-основы, по которой производится вышивка. Если необходимо создать резкий переход от одного тона к другому, следует противопоставлять нитки и ленты, обладающие контрастной насыщенностью цвета по отношению друг к другу. Для постепенного перехода тонов интенсивность цвета должна плавно переходить от темных оттенков к более светлым.
Комбинирование контрастных соединений делает краски вышивки более яркими и богатыми. Белый цвет, соседствующий с каким-либо темным или ярким, акцентирует этот цвет. Сочетание ярких цветов с черным создает иллюзию свечения цветных деталей на темном фоне. Это свойство цвета успешно используется создателями жостовских подносов, где яркий букет цветов, написанный на черном фоне, кажется высвеченным солнечным светом. Золотистый цвет так же четко выделяется на черной основе изделий из Хохломы. В вышивке рекомендуется противопоставлять ткани, нитки и ленты, обладающие контрастной насыщенностью цвета. Не случайно в традиционных народных изделиях вышитые узоры ярко-красного цвета противопоставляются светлому льняному фону. Выглядит это очень красиво.

Так же как и при составлении композиции, при разработке цветовых соотношений в декоративной вышивке следует учитывать назначение изделия, размеры декоративных деталей и порядок их размещения. Для того чтобы придать вышитому узору особый колорит, необходимо использовать в работе ленты различных цветов и оттенков. Усилить эффект светотени в работах, вышитых шелковыми лентами, поможет использование красок, предназначенных для росписи тканей, которыми можно окрашивать отдельные детали орнаментов.
Выбирая цветовую гамму для декоративного изделия, следует учитывать не только цветовое соотношение различных деталей рисунка, но и окраску фона основы, который дополняет узор.
Благодаря правильно подобранным цветовым сочетаниям можно создать определенные визуальные эффекты. Так, комбинирование темных и светлых оттенков придает вышитому рисунку яркость и насыщенность, постепенный переход одного тона в другой — малую насыщенность, сочетание теплых и холодных тонов — контраст и т. д.
Если вы хотите, чтобы ваша вышивка выглядела красиво и естественно, постарайтесь добиться равновесия между холодными и теплыми, темными и светлыми цветами и их оттенками.
Одинаковые узоры могут смотреться совершенно по-разному при изменении их цветового решения. Искусно вышитые узоры должны выглядеть необычайно красочными и выразительными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии «Вышивание лентами»

Мастер-класс по технологии «Вышивание лентами» автор: Михалева Маина Фёдоровна.

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2012/11/19/printsipy-postroeniya-uzorov-dlya-vyshivaniya-lentami

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: