Образовательная программа дополнительного образования детей художественное вязание
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественное вязание спицами«.
Рабочая программа (3, 4 класс)
Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное частное учреждение
Начальная общеобразовательная школа « Интеллект»
Образовательной программы дополнительного образования детей.
Вид образовательной деятельности: декоративно – прикладное искусство
Название образовательной программы: «Художественное вязание спицами»
Направленность (образовательная область): технология
Классификация программы: модифицированная на основе типовой
Этапы обучения: 1 — базовый; 2,3 – с учётом дифференцированного подхода к детям
Краткая аннотация программы: через знакомство и приобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Новизна программы и отличие от других подобных в том, что в ней предлагается более углублённое изучение основ традиционной культуры, а именно: ремесла, фольклора, традиций и обрядов.
Значимые результаты реализации программы: происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности; вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной культуры; формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.
На фоне процессов глобализации, охвативших современный мир, чреватый культурным многообразием и упрощением, закономерной реакцией значительной части российского общества становится стремление удержать национальные традиции, не дать общественному сознанию забыть о своих корнях, опереться на сегодняшнем дне на те элементы национальной культуры, которые прочно связывают прошлое с настоящим.
В такой ситуации одной из важнейших функций образовательной деятельности оказывается изучение, воспроизводство и развитие выдающихся образцов народного творчества, в которых нашли своё непосредственное воплощение, исконные, традиционные ценности русского народа.
Наиболее благоприятные возможности для такого рода образовательной деятельности существуют в системе дополнительного образования. Позволяющей на практике познакомить детей со многими явлениями бытовой русской художественной культуры.
Ручное вязание на спицах – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов.
Вязание, как и любой вид декоративно – прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.
Ручное вязание стало весьма популярным. Через знакомство и приобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это и ориентирует программа объединения « Художественное вязание спицами». Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества.
Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнка своеобразно, по – своему выполнять задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по – разному. В наше время каждый ребёнок стремиться быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому, задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием детей расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставляет домашним связанные ребёнком шарф, носки, варежки. Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.
Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным. Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы.
Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству.
При организации кружковой работы по вязанию спицами преподаватель должен соблюдать следующие принципы:
1. обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей детей;
2. опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;
Основное внимание на занятиях по вязанию спицами целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного отдыха детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку ( начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы, так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда).
На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о процессе вязания спицами, инструментах и материалах, из которых вяжут в домашних условиях, трикотажных ателье и на производстве; дать общие сведения о подборе спиц для различной пряжи, показать образцы нитей, наборы разнообразных спиц, образцы изделий, которые дети могут вязать на занятиях. Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продуматть ряд вопросов к учащимся:
— Чем отличается процесс изготовления из ткани от процесса изготовления вязаного изделия?
Можно подготовить небольшой рассказ о вязании, трикотажном производстве, который интересует детей, показать самодельные вязаные изделия.
В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготавливают на уроках технологии. Преподавателю кружка нужно фантазировать и вносить что – то новое.
По своей направленности данная программа относится к художественно – эстетическому направлению. Программа « Художественное вязание спицами» — это программа дополнительного образования детей, их эстетической направленности ( культуры быта). Срок реализации программы – 2 года. Программа адаптирована к возрасту детей(8 – 10 лет 3-4 класс), их способностям, запросам. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
В этой программе предлагается более углублённое изучение основ традиционной русской культуры, а именно : ремесла, фольклора, традиций и обрядов. В программе довольно ярко выражен национальный и региональный компонент, т. к. в ходе реализации программы перед школьниками необходимо раскрыть взаимодействие всех поколений в семье и обществе.
Усвоение материала предполагает 2-х уровневое: 1- базовый уровень ; 2- с учётом дифференцированного подхода к детям.
2. Просмотр и обсуждение фильма по теме занятия.
__ выставка вязаных изделий « Я умею вязать спицами»
_ познакомить учащихся с удивительным старинным видом искусства – вязанием.
_ развивать детское творчество, фантазию, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпеливость в работе.
_ выявлять и развивать, по возможности, способности детей в технике вязания на спицах.
_ приобщить ребят к истокам русской культуры, к русским национальным традициям;
_ помочь детям обогатиться духовно, понимать и уважать своих предков, знать историю и культуру своего народа;
_ познакомить с фольклорными жанрами ( поговорки, пословицы, загадки, предания);
_ познакомить с укладом жизни русского народа ( старинные праздники, обряды);
_ познакомить с художественными промыслами России и Московской области.
_ обучить основным приёмам вязания, выполнению разнообразных видов вязок и узоров;
_ научить изготовлять( вязать, отделывать, сшивать) несложные на первом году обучения и более сложные, разнообразные изделия на втором году обучения;
_ воспитывать настойчивость, терпение, усидчивость, аккуратность, бережливость, экономность;
_ формировать стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать, анализировать факты жизни;
_ формировать культуру одежды как часть бытовой культуры;
_ формировать умение вести дом, хозяйство, обустраивать быт.
_ происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности;
_ вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
_ формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности, что особенно актуально в наши дни.
Источники:
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/16/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey