Образовательная программа дополнительного образования детей художественное вязание

Образовательная программа дополнительного образования детей художественное вязание

Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественное вязание спицами«.
Рабочая программа (3, 4 класс)

Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное частное учреждение

Начальная общеобразовательная школа « Интеллект»

Образовательной программы дополнительного образования детей.

Вид образовательной деятельности: декоративно – прикладное искусство

Название образовательной программы: «Художественное вязание спицами»

Направленность (образовательная область): технология

Классификация программы: модифицированная на основе типовой

Этапы обучения: 1 — базовый; 2,3 – с учётом дифференцированного подхода к детям

Краткая аннотация программы: через знакомство и приобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Новизна программы и отличие от других подобных в том, что в ней предлагается более углублённое изучение основ традиционной культуры, а именно: ремесла, фольклора, традиций и обрядов.

Значимые результаты реализации программы: происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности; вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной культуры; формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

На фоне процессов глобализации, охвативших современный мир, чреватый культурным многообразием и упрощением, закономерной реакцией значительной части российского общества становится стремление удержать национальные традиции, не дать общественному сознанию забыть о своих корнях, опереться на сегодняшнем дне на те элементы национальной культуры, которые прочно связывают прошлое с настоящим.

В такой ситуации одной из важнейших функций образовательной деятельности оказывается изучение, воспроизводство и развитие выдающихся образцов народного творчества, в которых нашли своё непосредственное воплощение, исконные, традиционные ценности русского народа.

Наиболее благоприятные возможности для такого рода образовательной деятельности существуют в системе дополнительного образования. Позволяющей на практике познакомить детей со многими явлениями бытовой русской художественной культуры.

Ручное вязание на спицах – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов.

Вязание, как и любой вид декоративно – прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.

Ручное вязание стало весьма популярным. Через знакомство и приобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это и ориентирует программа объединения « Художественное вязание спицами». Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества.

Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнка своеобразно, по – своему выполнять задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по – разному. В наше время каждый ребёнок стремиться быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому, задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием детей расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставляет домашним связанные ребёнком шарф, носки, варежки. Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным. Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы.

Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству.

При организации кружковой работы по вязанию спицами преподаватель должен соблюдать следующие принципы:

1. обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей детей;

2. опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;

Основное внимание на занятиях по вязанию спицами целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного отдыха детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку ( начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы, так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда).

На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о процессе вязания спицами, инструментах и материалах, из которых вяжут в домашних условиях, трикотажных ателье и на производстве; дать общие сведения о подборе спиц для различной пряжи, показать образцы нитей, наборы разнообразных спиц, образцы изделий, которые дети могут вязать на занятиях. Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продуматть ряд вопросов к учащимся:

— Чем отличается процесс изготовления из ткани от процесса изготовления вязаного изделия?

Можно подготовить небольшой рассказ о вязании, трикотажном производстве, который интересует детей, показать самодельные вязаные изделия.

В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготавливают на уроках технологии. Преподавателю кружка нужно фантазировать и вносить что – то новое.

По своей направленности данная программа относится к художественно – эстетическому направлению. Программа « Художественное вязание спицами» — это программа дополнительного образования детей, их эстетической направленности ( культуры быта). Срок реализации программы – 2 года. Программа адаптирована к возрасту детей(8 – 10 лет 3-4 класс), их способностям, запросам. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).

В этой программе предлагается более углублённое изучение основ традиционной русской культуры, а именно : ремесла, фольклора, традиций и обрядов. В программе довольно ярко выражен национальный и региональный компонент, т. к. в ходе реализации программы перед школьниками необходимо раскрыть взаимодействие всех поколений в семье и обществе.

Усвоение материала предполагает 2-х уровневое: 1- базовый уровень ; 2- с учётом дифференцированного подхода к детям.

2. Просмотр и обсуждение фильма по теме занятия.

__ выставка вязаных изделий « Я умею вязать спицами»

_ познакомить учащихся с удивительным старинным видом искусства – вязанием.

_ развивать детское творчество, фантазию, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпеливость в работе.

_ выявлять и развивать, по возможности, способности детей в технике вязания на спицах.

_ приобщить ребят к истокам русской культуры, к русским национальным традициям;

_ помочь детям обогатиться духовно, понимать и уважать своих предков, знать историю и культуру своего народа;

_ познакомить с фольклорными жанрами ( поговорки, пословицы, загадки, предания);

_ познакомить с укладом жизни русского народа ( старинные праздники, обряды);

_ познакомить с художественными промыслами России и Московской области.

_ обучить основным приёмам вязания, выполнению разнообразных видов вязок и узоров;

_ научить изготовлять( вязать, отделывать, сшивать) несложные на первом году обучения и более сложные, разнообразные изделия на втором году обучения;

_ воспитывать настойчивость, терпение, усидчивость, аккуратность, бережливость, экономность;

_ формировать стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать, анализировать факты жизни;

_ формировать культуру одежды как часть бытовой культуры;

_ формировать умение вести дом, хозяйство, обустраивать быт.

_ происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности;

_ вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

_ формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности, что особенно актуально в наши дни.

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/16/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: