Образовательная программа дополнительного образования по вязанию крючком

Образовательная программа дополнительного образования по вязанию крючком

Программа по вязанию «Волшебный клубок»

Ручное вязание — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около пяти тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длительные зимние вечера всвоихзамках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Программа «Волшебный клубок», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовой программы И. Т. Коваленко и К. Н.Ахметовой для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

Определяется востребованностью и особой популярностью простых техник вязания крючком, доступных для освоения каждому, а также возможностью создавать своими руками неповторимые и уникальные изделия, отвечающие требованиям моды и индивидуальному вкусу «художника».

Заключается в обновлении принципов комплектовании материала, включающего художественное проектирование и моделирование различных вязаных изделий, в том числе, на православную тематику, которое формирует и развивает образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему развитию детей.

В программе используются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения», обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики. Знание народных обычаев и традиций, полученное на уро­ках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.

Цель программы — нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе обучения основам вязания крючком.

Познакомить с историей и развитием художественного вязания;

Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

Научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Выработать эстетический и художественный вкус.

— привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

— воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

Сроки реализации программы, возраст детей

Программа рассчитана на 2 года обучения — 216 часа занятий в год. В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для обучающихся 10-12 лет, количество детей в группе 12-15 человек. Режим работы объединения — 2 раза в неделю по 3 часа. Занятия проводятся в течение всего календарного года, включая каникулы.

Средний возраст учащихся 10-12 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

Отличительной особенностью от уже существующих программ является то, что на основе минимальных полученных знаний обучающиеся включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры и игрушки, вязаные изделия.

– разноуровневая, реализующая два уровня сложности – «стартовый», «базовый» в двух возрастных категориях 10-11лет, 11-12лет. Стартовый уровень включает ознакомительный модуль.

Нормативный срок освоения программы – 2 года /432ч. Стартовый уровень – 216ч. Базовый уровень – 216ч.

Прием обучающихся на программу «стартового» уровня сложности первого года обучения реализуется по принципу обеспечения минимального уровня сложности и зачисления детей любой возрастной категории без предъявления специальных требований. Программа «стартового» уровня сложности имеет ознакомительный модуль, по окончании которого, обучающиеся могут продолжить занятия до конца учебного года.

Обучающиеся, имеющие первоначальные навыки вязания крючком могут приниматься на программу «базового» уровня сложности второго года обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком.

Первый год – на овладение обучающимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев, знакомство с филейным вязанием

Второй год – на обучение детей вязанию и, технологии изготовления вязаной одежды.

Обучение по программе предполагает групповые, фронтальные, индивидуальные, коллективные формы занятий:

— Индивидуальная – каждый ребенок работает над созданием своего изделия;

— Коллективная –оформление выставки и демонстрация изделий

Занятия в объединении организованы в систему, в основе которой лежат два вида деятельности воспитанников: это творческая практика и изучение теории.

Комбинированное, практическое, мастер-класс, самостоятельная работа.

С обучающимися также проводятся беседы, презентации, встречи с интересными народными умельцами, посещение музеев, выставок. При проведении занятий учитывается: уровень знаний, умений и навыков, самостоятельность активность, индивидуальные особенности, особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся

Педагогический контроль знаний, умений и навыков, обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Входящий контроль: собеседование, анкетирование, опрос.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:

II уровень — самостоятельная работа с помощью педагога,

III уровень — самостоятельная работа без помощи педагога,

Конечным результатом выполнения программы предполагается, выход, учащихся на III — IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Источники:

Https://www. art-talant. org/publikacii/24736-programma-po-vyazaniyu-volshebnyy-klubok

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: