Программа дополнительного образования по вязанию крючком игрушек
Дополнительная общеобразовательная программа «Амигуруми»
Пояснительная записка
Амигуруми (amigurumi, от яп. ami – вязаная игрушка и nuigurumi – мягкая игрушка) – это искусство вязания крючком или на спицах миниатюрных игрушек, размером от 1 до 10 см. Иногда игрушка может быть большего размера, главное, чтобы она помещалась на ладони.
В Японии, откуда родом эти игрушки, люди верили, что маленькие фигурки животных и людей защищают дома от злых духов, и использовали амигуруми как амулеты и обереги. Ими украшали жилье, дворы, дарили детям для игр и друг другу в знак благодарности. Искусство вязания амигуруми насчитывает уже сотни лет. Для японцев амигуруми – это своеобразная философия. Все вязаные фигурки наделены человеческими качествами и даже неодушевленные предметы обычно вывязывают в виде забавных живых существ. Часто делают различных зверьков, насекомых, растения, иногда предметы быта – и все они с глазками, ротиками. Очень популярны миниатюрные игрушки в виде героев японских мультфильмов, вяжут также и «вкусные» амигуруми – фрукты, овощи, пирожные, суши и т. д. Часто миниатюрные фигурки животных вывязываются так, чтобы в них можно было узнать близких и друзей. Такие фигурки дарят на любой праздник или просто без повода. Ими играют, используют в качестве брелков для ключей и мобильных телефонов, вешают на шею, пришивают к сумкам, украшают елку и т. д. Отличительная черта амигуруми – непропорциональность. Чтобы сделать зверушек, куколок более милыми и трогательными, японцы часто вяжут большую голову и маленькие туловища и конечностями.
В последнее время амигуруми, связанные крючком, стали более популярны и чаще встречаются. Их вяжут обычным способом – по спирали, при этом используют крючок меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы получилось очень плотное полотно без зазоров, чтобы не просматривался набивочный материал.
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10 человек в возрасте с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком.
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и созданию базовых элементов игрушки (состоящих из небольшого количества деталей). Программа второго года – на обучение детей вязанию более сложных игрушек, созданию собственных эскизов.
Цель программы – привить обучающимся трудовые навыки, формировать у них эстетический вкус, развить творческие способности путем обучения вязанию крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи:
-
Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком «амигуруми», с современными направлениями в данной области;
Обучить правильному положению рук при вязании;
Обучить правильно пользоваться инструментами;
Познакомить с основными условными обозначениями;
Обучить строить схемы для вязания по описанию;
Научить четко выполнять основные приемы вязания;
Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
-
Привить интерес к данному виду творчества;
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
Привить основы культуры труда.
-
Развить творческие способности;
Развить произвольность психических процессов;
Развить образное мышление;
Развить воображение и фантазию;
Развить моторные навыки.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в объединении должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали оформление игрушки, создание индивидуального характера. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных игрушек.
— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
— метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Предполагаемые результаты:
-
Историю техники вязания крючком «амигуруми»;
Правила поведения, правила техники безопасности;
Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
Условные обозначения, различные понятия;
Основные приемы набора петель и вязания крючком.
-
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
Правильно пользоваться крючком, ножницами;
Правильно читать условные обозначения;
Подбирать материалы для вязания;
Выполнять основные техники;
Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно схеме.
-
Современные тенденции в моде вязаной игрушки;
Понятие пестрое вязание, способы замены нитей;
Понятие орнамент, способы его выполнения;
Виды украшения вязаных игрушек и аксессуаров ;
Понятия «выкройка-основа», «контрольный образец»;
Особенности кругового объемного вязания;
Особенности расчета для вязания игрушечной одежды. последовательность выполнения деталей изделия;
Особенности сборки изделия, виды швов.
-
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
Выполнять технику вязания;
Изготавливать помпоны, кисти, вязать цветы;
Вязать одежду для своей игрушки;
Вязать по выкройке и по расчету;
Определять плотность вязания;
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах. С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне «Дома детского творчества», района и области.
Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
№ П/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | — |
2 | Основные приемы вязания крючком | 41 | 14 | 27 |
3 | Вязание игрушек и аксессуаров | 99 | 25 | 74 |
Итого: | 144 | 43 | 101 |
Создание игрушки состоящей из головы, туловища.
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «пышный столбик».Особенности вязания различных узоров.
Практический компонент. Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, мотивов, связанных пышными столбиками, мотивов с перемещенными и крестообразными столбиками.
Теоретический компонент. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга, особенностями вязания игрушек из отдельных деталей.
Практический компонент. Обучение вязанию круга, базовой части «голова», «туловище»; ручек, ножек, лапок, ушей; вязание аксессуаров; оформление выставки работ учащихся.
Похожие:
Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеобразовательная программа (адаптированная), составлена на основе Программы авторов Захаровой Е. В., Кузнецовой. |
Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» |
||
Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа «Яркие самоцветы» Дополнительная общеобразовательная программа «Яркие самоцветы» имеет художественно эстетическое направление. Занятия по бисероплетению. |
Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая). Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» технической направленности основывается на следующие. |
||
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа | Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Углубленное изучение отдельных тем по курсу «Биология»». |
||
Программа по учебному предмету уп. 05 Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства |
Программа учебного предмета «Рисунок» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» |
||
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03.«Концертмейстерский класс» 2014 Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства |
Пояснительная записка Программа учебного предмета «Прикладная композиция» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства |
Литература
Источники:
Https://lit. na5bal. ru/kultura/8665/index. html