Программа по вязанию крючком для любительского объединения
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебный клубок»
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера, изготовление сувениров и игрушек. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебный клубок»»
ТОГБОУ «Горельская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является возможная коррекция недостатков развития ребенка средствами различного вида творчества. Особый интерес при осуществлении коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психического здоровья представляет вязание крючком.
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки крючок и с любопытством пытались вязать. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание позитивно и негативно, формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, декоративно – прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека через созидательную, эстетическую значимую творчнскую деятельность.
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера, изготовление сувениров и игрушек. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком — такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.
Занятия вязанием крючком выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т. д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
В процессе реализации программы у учащихся формируются навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 5-7 человек в возрасте с 12 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком.
Программа обучения направлена на закрепление учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания сувениров, игрушек, предметов интерьера кухни.
Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязанию крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи:
Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей; Обучить правильному положению рук при вязании; Обучить правильно пользоваться инструментами; Познакомить с основными условным обозначениями; Обучить строить схемы для вязания по описанию; Научить четко выполнять основные приемы вязания; Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания; Привить интерес к данному виду творчества; Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; Воспитать творческое отношение к труду, развить эстетическое восприятие мира, художественного вкуса; Привить основы культуры труда. Развить творческие способности; Развить произвольность психических процессов; Развить образное мышление; Развить воображение и фантазию; Развить моторные навыки. Историю техники вязания крючком; Правила поведения, правила техники безопасности; Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком; Условные обозначения; Основные приемы набора петель и вязания крючком. соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами; правильно пользоваться крючком, ножницами; правильно читать условные обозначения; подбирать материалы для вязания; выполнять основные узоры; свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС». Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог». Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век» Максимова М. В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с. Терешкович Т. А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с. Мулыги А. Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с. Ханашевич Д. Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. Вероника Хуг. Вязаные цветы. — 2006. – 64 с. Вязаные прихватки. — АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
Источники:
Https://kopilkaurokov. ru/tehnologiyad/prochee/rabochaia_proghramma_obiedinieniia_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_volshiebnyi_kl