Вышивка крестом на русском народном костюме
Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре
Закончилась страдная пора, отгуляны все осенние праздники, наступила пора отдыха и рукоделия. Девицы и женщины садились за прядение, вышивание, ткачество, шитье. Какие узоры выходили из-под рук самобытных мастериц! Да и вышивались они не абы как, а со значением. Порой на рубашке можно было прочитать целый сказ.
Девица готовила себе приданое и вышивала милому рубаху. И уж как она вышьет свою судьбу, так та и сложится. Не зря покровительница рукоделия Макошь (великая земля родящая и богиня-ткачиха) держит в своей руки нити судьбы человеческой. Обычному веретену, иголочке придавалось магическое значение.
Стежок к стежку игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия…
Раиса Наумова
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»
Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»
Для кого: для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.
Особенность этой вышивки: активность земной мужской силы.
Действие на женщину: лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.
Действие на мужчину: лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного, отвечающего за жизненные силы.
Туникообразный крой
Древнейший крой, по свидетельству историков, — Туникообразный. Полотно сгибали вдвое, прорезали отверстие для головы и пришивали согнутые пополам куски ткани — рукава. Стан расширяли дополнительными кусками ткани. Этот крой предположительно пришел из Византии. Образцы туникообразного кроя сохранились до наших дней в деталях церковного облачения. Распространен крой был в основном у финно-угорских народов. Славяне использовали его в основном для погребальной одежды.
Туникообразный крой рубахи. Схематичный рисунок
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»
Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»
Для кого: для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.
Особенность этой вышивки: преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.
Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.
Особенности восприятия изобразительного искусства
Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.
В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.
На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»
Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»
Для кого: для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.
Особенность этой вышивки: преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.
Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.
Действие на мужчину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.
Сарафан, душегрея
Второй вариант комплекса женской одежды включает обязательную рубаху, поверх которой надевали сарафан — Длинный распашной или глухой наряд. Сарафан мог быть на бретелях или пройме, с рукавами или без них.
Сарафаны можно разделить по типу кроя на Круглые (прямые) и косоклинные.
Косоклинный сарафан известен примерно с XII в. Этот наряд мог быть глухим — глухарь (с рукавами), горбун, или распашным — ферязь, летник (с рукавами), саян, сорококлин. В первом случае по середине грудки располагался шов или сгиб ткани, а во втором — застежка на пуговицах.
Лямки сарафана могли быть широкими и узкими, их кроили вместе со спинкой или пришивали отдельно. Вверху стан присборивали или собирали в складки.
Сарафан часто шили на подкладке из плотной ткани, подбивали шерстью или льняной куделью.
Еще один атрибут женской одежды — Душегрея, или епанечка. Также ее называли шубка, кафтанчик, коротёна. По крою она напоминает сарафан, но намного короче. Надевали ее поверх сарафана.
СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»
Название «Лучшая доля» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.
Для кого: для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.
Значение славянских узоров: просьба — уверенность в лучшей доле на будущее
Особенность этой вышивки: в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.
Действие на женщину: лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.
Поликовый крой
Более современным был Поликовый крой. Для кроя «прямые полики» к стану в верхней части пришивали прямоугольные куски ткани, согнутые в плече. Рукава пришивали к бокам стана и поликам. По горловине ткань присборивали. Этот крой был распространен в северных и центральных областях Руси.
Ворот рубахи с центральным разрезом горловины
Поликовый крой рубахи. Прямой полик. Схематичный рисунок
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»
Название «Благополучие» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.
Читайте также: Шали и палантины вязание схемы и описание. Красивый ажурный палантин схемы. Как вязать шаль крючком схемы
- Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба Знак Богини Мать — Сыра Земля, дарующей благополучие Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение
Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать — Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию
Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.
Понева, запон, передник, завеска, шушпан
Комплексы женской одежды по своему составу имели различия. Наиболее древний включал в себя рубаху, поневу, запон, передник. Такой костюм сохранился в южных областях России практически до наших дней.
Поверх рубахи надевали Поневу — своеобразную юбку. Понева состояла из трех полотнищ ткани с рисунком в клетку или в полосу. На талии понева крепилась пояском — гашником.
Понева могла быть распашной, глухой или несшитой. В некоторых губерниях под поневу надевали нижнюю юбку — подставу.
Запон, передник, завеска, занавеска — различные детали костюма — накидки — прямого кроя, иногда с вставными клиньями. Носили их поверх рубахи и поневы. Накидка могла быть короткой, до талии. Такую накидку называли «грудкой».
Шушпан — распашная кофта прямого кроя. К этому типу можно отнести нагрудник, навершник, корсетку.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»
Название «Доспехи предков» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.
Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды
Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства — Орепий — Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.
Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.
Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.
Древнерусское лицевое и золотное шитье
Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.
Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.
Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.
Лицевое шитье
Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.
В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.
Золотое шитье
Краски и ткани в народном костюме
Народный костюм отличала не только многослойность, но и красочность. Наши предки умело сочетали яркие, насыщенные цвета и ткани различной фактуры.
Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой
Даже ткани домашнего производства окрашивали в яркие цвета, используя растительные и минеральные краски. Так, насекомое кошениль, а также растения подмаренник, зверобой и некоторые другие давали красный (червленый) цвет, для синего брали сон-траву, василек, чернику, желтый цвет получали из яблони, листьев березы, а для коричневой краски нужна была кора дуба, луковая шелуха и т. д.
А что говорить о ремесленных тканях. По данным раскопок в Новгороде уже в XIII-XV вв. ремесленные составляли большую часть тканей в быту горожан. Окрашивали ткани ремесленники богаче, смешивая краски и добиваясь огромного количества оттенков.
Ну и заморские ткани никто не отменял. Так, в XVIXVII вв. только шелковых тканей на Русь привозили более двадцати видов. Шелк везли в основном из Китая, Индии, Ирана, Турции, Средней Азии. Западная Европа, Англия, Франция, Фландрия поставляли шерстяные материи; так, только сукна в источниках упоминается более тридцати видов.
Для праздничных уборов брали шелк и драгоценные металлические нити: золото, серебро. Добавляли, жемчуг, стекла (мы говорим стразы), металлические блестки (читай, пайетки), канитель.
Источники:
Https://orenmasterica. ru/dom/russkaya-vyshivka-krestom. html