Вышивка крестом на русском народном костюме

Вышивка крестом на русском народном костюме Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре Закончилась страдная

Вышивка крестом на русском народном костюме

Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре

Закончилась страдная пора, отгуляны все осенние праздники, наступила пора отдыха и рукоделия. Девицы и женщины садились за прядение, вышивание, ткачество, шитье. Какие узоры выходили из-под рук самобытных мастериц! Да и вышивались они не абы как, а со значением. Порой на рубашке можно было прочитать целый сказ.

Девица готовила себе приданое и вышивала милому рубаху. И уж как она вышьет свою судьбу, так та и сложится. Не зря покровительница рукоделия Макошь (великая земля родящая и богиня-ткачиха) держит в своей руки нити судьбы человеческой. Обычному веретену, иголочке придавалось магическое значение.

Стежок к стежку игла рисует

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия…

Раиса Наумова

древнерусская вышивка

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»

Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Для кого: для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Особенность этой вышивки: активность земной мужской силы.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину: лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного, отвечающего за жизненные силы.

Туникообразный крой

Древнейший крой, по свидетельству историков, — Туникообразный. Полотно сгибали вдвое, прорезали отверстие для головы и пришивали согнутые пополам куски ткани — рукава. Стан расширяли дополнительными кусками ткани. Этот крой предположительно пришел из Византии. Образцы туникообразного кроя сохранились до наших дней в деталях церковного облачения. Распространен крой был в основном у финно-угорских народов. Славяне использовали его в основном для погребальной одежды.

туникообразный крой рубахи. схематичный рисунок

Туникообразный крой рубахи. Схематичный рисунок

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»

Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Для кого: для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки: преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.

женский головной убор - сорока. воронежская губерния женский народный костюм

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»

Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Для кого: для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки: преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

повязка - головной убор для девушек поликовый крой рубахи. косой полик. схематичный рисунок

Сарафан, душегрея

Второй вариант комплекса женской одежды включает обязательную рубаху, поверх которой надевали сарафан — Длинный распашной или глухой наряд. Сарафан мог быть на бретелях или пройме, с рукавами или без них.

Сарафаны можно разделить по типу кроя на Круглые (прямые) и косоклинные.

Косоклинный сарафан известен примерно с XII в. Этот наряд мог быть глухим — глухарь (с рукавами), горбун, или распашным — ферязь, летник (с рукавами), саян, сорококлин. В первом случае по середине грудки располагался шов или сгиб ткани, а во втором — застежка на пуговицах.

Лямки сарафана могли быть широкими и узкими, их кроили вместе со спинкой или пришивали отдельно. Вверху стан присборивали или собирали в складки.

Сарафан часто шили на подкладке из плотной ткани, подбивали шерстью или льняной куделью.

сарафан прямой. схематичный рисунок

сарафан косоклинный. схематичный рисунок

Еще один атрибут женской одежды — Душегрея, или епанечка. Также ее называли шубка, кафтанчик, коротёна. По крою она напоминает сарафан, но намного короче. Надевали ее поверх сарафана.

епанечка. схематичный рисунок

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.

Для кого: для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров: просьба — уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки: в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

владимирская вышивка - картинка 7467/37 рушник - волшебная ниточка- я.ру

Поликовый крой

Более современным был Поликовый крой. Для кроя «прямые полики» к стану в верхней части пришивали прямоугольные куски ткани, согнутые в плече. Рукава пришивали к бокам стана и поликам. По горловине ткань присборивали. Этот крой был распространен в северных и центральных областях Руси.

ворот рубахи с центральным разрезом горловины

Ворот рубахи с центральным разрезом горловины

поликовый крой рубахи. прямой полик. схематичный рисунок

Поликовый крой рубахи. Прямой полик. Схематичный рисунок

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.

Читайте также: Шали и палантины вязание схемы и описание. Красивый ажурный палантин схемы. Как вязать шаль крючком схемы

    Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба Знак Богини Мать — Сыра Земля, дарующей благополучие Знак Небесной Тучи – Оленухи

Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение
Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать — Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

Понева, запон, передник, завеска, шушпан

Комплексы женской одежды по своему составу имели различия. Наиболее древний включал в себя рубаху, поневу, запон, передник. Такой костюм сохранился в южных областях России практически до наших дней.

Поверх рубахи надевали Поневу — своеобразную юбку. Понева состояла из трех полотнищ ткани с рисунком в клетку или в полосу. На талии понева крепилась пояском — гашником.

понева распашная. схематичный рисунок

Понева могла быть распашной, глухой или несшитой. В некоторых губерниях под поневу надевали нижнюю юбку — подставу.

Запон, передник, завеска, занавеска — различные детали костюма — накидки — прямого кроя, иногда с вставными клиньями. Носили их поверх рубахи и поневы. Накидка могла быть короткой, до талии. Такую накидку называли «грудкой».

запон. схематичный рисунок

Шушпан — распашная кофта прямого кроя. К этому типу можно отнести нагрудник, навершник, корсетку.

шушпан. схематичный рисунок

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства — Орепий — Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Краски и ткани в народном костюме

Народный костюм отличала не только многослойность, но и красочность. Наши предки умело сочетали яркие, насыщенные цвета и ткани различной фактуры.

шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

Даже ткани домашнего производства окрашивали в яркие цвета, используя растительные и минеральные краски. Так, насекомое кошениль, а также растения подмаренник, зверобой и некоторые другие давали красный (червленый) цвет, для синего брали сон-траву, василек, чернику, желтый цвет получали из яблони, листьев березы, а для коричневой краски нужна была кора дуба, луковая шелуха и т. д.

А что говорить о ремесленных тканях. По данным раскопок в Новгороде уже в XIII-XV вв. ремесленные составляли большую часть тканей в быту горожан. Окрашивали ткани ремесленники богаче, смешивая краски и добиваясь огромного количества оттенков.

Ну и заморские ткани никто не отменял. Так, в XVIXVII вв. только шелковых тканей на Русь привозили более двадцати видов. Шелк везли в основном из Китая, Индии, Ирана, Турции, Средней Азии. Западная Европа, Англия, Франция, Фландрия поставляли шерстяные материи; так, только сукна в источниках упоминается более тридцати видов.

Для праздничных уборов брали шелк и драгоценные металлические нити: золото, серебро. Добавляли, жемчуг, стекла (мы говорим стразы), металлические блестки (читай, пайетки), канитель.

Источники:

Https://orenmasterica. ru/dom/russkaya-vyshivka-krestom. html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: