Выставка работ вышивка крестом и бисером
На «Крошечной выставке» в Музее Тропинина показали самые искусные обманки
В Музее Тропинина открылась «Крошечная выставка». Название буквально соответствует формату: в камерной экспозиции размером 30 квадратных метров представлены очень маленькие экспонаты. Живописные миниатюры, микромозаики, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, игольницы и спичечные коробки – всего более 160 предметов.
Многие вещи показываются впервые, потому что их сложно выставлять и на фоне больших произведений им легко затеряться. Имена большинства авторов неизвестны, но ясно, что это светские дамы и джентльмены, для которых занятия вышивкой или мозаикой становились медитативным досугом. Известно же, что Николай Гоголь тоже вышивал бисером, чтобы успокоить нервы, — так делали многие в «золотой век».
«Крошечная выставка» начинается с самого определения миниатюры. Изначально так называли заглавную букву в рукописных книгах, с которой начиналось повествование. Ее обычно писали красной киноварью – minium – от латинского слова и пошло название.
Постепенно миниатюры начали украшать цветочными орнаментами, потом фигурами святых, в итоге рисунки вышли за пределы буквы и переросли в иллюстрации на отдельных страницах. Выставку открывает витрина, встроенная в стену, где представлена одна из старинных книг, правда, не рукописная, а уже печатная – акафист святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому (вторая четверть ХIX века). Рядом с ней выставлены чернильницы, украшенные золотой росписью или искусной резьбой.
Постепенно миниатюрой стали называть не только буквы или книжную графику, а любые произведения искусства маленького формата. Широкое распространение получили мини-портреты, которые удобно было носить с собой. Изображения близких часто встраивались в кулоны или кольца. На выставке отдельная витрина показывает такие портреты – всего их 11.
Имена изображенных дворян и авторы портретов по большей части неизвестны. Вместе с модой на миниатюрную живопись в лицах в Россию ХIX века пришел еще один тренд – делать силуэты. Чаще всего профили вырезали из черного картона и наклеивали на белую бумагу. Но были и более искусные техники создания силуэтов – например, эгломизе.
Термин происходит от имени парижского мастера Жана Батиста Гломи, работавшего во второй половине XVIII века. Он наклеивал на оборот стекла фольгу из сусального золота или серебра, по которой тонкой иглой гравировал рисунок, после чего покрывал его лаком. В экспозиции есть и камеи – профили, сделанные уже не с помощью сусального золота, а словно бы из тончайшего драгоценного камня. На самом деле они нарисованы акварелью. В XVIII-ХIX веках искусные обманки были в моде.
Миниатюры в отличие от больших парадных портретов имели вполне практические функции. Моряки брали изображения близких, уходя в долгое плавание. Портретами обменивались влюбленные. При сватовстве потенциальным новобрачным сначала показывали портрет будущего супруга. Императоры вручали отличившимся дворянам портреты со своим изображением за заслуги – это было почетно.
В экспозиции есть несколько таких изображений, вырезанных из белой кости. Здесь не только портреты, но и пейзажи художников – как неизвестных, так и знаменитых. Например, Айвазовского и Поленова. Они писали небольшие картины в качестве натурного эскиза, глядя на который позже можно было создать большое полотно уже в мастерской. Маленькие вещицы делались и для детей: в экспозиции есть игрушечный фарфоровый набор, рядом с которым представлена кукла.
Широкое распространение миниатюра получила в декоративном искусстве. Предметы создавались с невероятным мастерством. Это и спичечные коробки, украшенные тончайшей гравировкой, и роскошные игольницы, вырезанные из белой кости, и дорожные несессеры для украшений и косметики, инкрустированные драгоценными металлами.
Большое распространение в конце XVIII века получили микромозаики, выполненные из камушков смальты. Они стали популярны после того, как Павел I с супругой совершили большое путешествие по Европе и привезли оттуда несколько таких изделий из Италии. Но микромозаики были очень дорогим удовольствием. Поэтому получил распространение более доступный вариант – вышивка бисером.
– Вышивка бисером – один из немногих видов декоративного искусства, которым разрешалось заниматься барышням, – рассказывает замдиректора Музея Тропинина, куратор выставки Анна Попова. – Причем бисер был настолько микроскопическим, что иногда использовали волос, чтобы его нанизывать, вместо иглы. Подходящую иглу невозможно было сделать.
Вышивки делали по схемам и считались очень ценными, переходили из рук в руки. На одну такую миниатюру могло уйти полгода. Считалось, что это занятие укрепляет нервы, поэтому вышивками занимались не только дамы, но мужчины. Николай Гоголь, например, тоже вышивал.
Чтобы сделать такую работу, необходимо много времени и терпения, а еще хорошее зрение. Представленную на выставке тончайшую вышивку гладью даже рассматривать сложно, настолько малы стежки, не говоря о том, чтобы делать такие «штрихи» из ниток.
Несколько самых маленьких экспонатов встроены в стену: их можно рассматривать через небольшие дырочки в стене, которые позволяют сконцентрировать внимание на деталях без лупы. Среди них есть редкий экспонат – двустенный стакан, выполненный крепостным мастером Александром Вершининым. Подобных стаканов сохранилось не более 20 штук. Между стенками размещен пейзаж из картона и натурального мха. Секрет уникальной технологи умелец унес в могилу. Никто по сей день не может повторить его мастерства.
Выставка «Старинные вышивки»
Сейчас в Музее В. А. Тропинина в Москве проходит выставка «Старинные вышивки», где представлены вышитые изделия XIX века из собрания Музея В. А. Тропинина и Фонда Александра Васильева. Выставка небольшая, размещается всего в двух залах, но там есть, на что посмотреть.
На выставке много предметов с вышивкой венецианским и австро-венгерским бисером. Венецианский бисер, которым раньше вышивали, не выцветает, поэтому изделия сохранили первоначальный цвет. Кроме того, представлены изделия, вышитые гладью, а также крестом и полукрестом (Берлинская вышивка / Berlin Woolwork Patterns).
Глядя на старинные вышивки, возникает вопрос: как же мастерицы вышивали такие ювелирные работы? Ведь электричества в домах не было, а свечи давали недостаточно света. Вышивали раньше в светлое время суток при естественном освещении.
Открытием для меня стали экраны для свечи — их использовали, чтобы свет от свеч не слепил глаза.
Были ещё и экраны для лица — их использовали, чтобы макияж дам не таял у камина. Косметика была на базе воска, парафина или вазелина, и у жаркого камина лицо дам «таяло». Поэтому для защиты макияжа использовался подобный «экран».
В тёплое время года, когда камином не пользовались, его прикрывали каминным экраном.
Также обратите внимание на уникальный набор для карточной игры, вышитый в технике petit point. Крышка набора украшена вышивкой, также здесь игральные карты, подстаканники с вышивкой, золочёные розетки для фишек и мелков. Набор принадлежал семье австро-венгерского барона.
Из необычных экспонатов на выставке можно увидеть шкатулку из красного дерева «Два сердца» из семьи Зубковых в 1850-е годы. Шкатулка сделана для влюблённых крепостными мастерами в России. Она вышита семенами овощей из дворянского имения: помидоров, огурцов, рисовых зёрен, укропа.
Кажется, что маленькая мушечница вырезана из кости. Но это вышивка гладью человеческим волосом! Вышивка человеческим волосом пришла из Китая. Это очень трудоёмкая и сложная работа, ведь волос — достаточно хрупкий материал, легко ломается при растяжении. Зато и хранятся такие работы долго.
Вы не пройдёте мимо большой картины, на которой Пётр I коронует Екатерину I. Вышивка шерстью и шёлком дополнена вышивкой бисером и аппликацией из меха.
Вышитые картины украшали стены спален и гостиных. В 19 веке симметрия была в почёте, очень любили парные работы.
А эти вышивки выполнены по шёлку, раскрашенному акварелью. Подобную вышивку я видела на выставке в музее-усадьбе В. Г. Державина.
В XIX веке часто вышивали на перфорированной бумаге. Да-да, перфорированная бумага появилась не в XX веке, а в XIX.
Интересен Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия. Это вышивка гарусом (мягкой кручёной шерстяной пряжей), бисером, бусинами, искусственными фруктами и листьями по окрашенной перфорированной бумаге. Обратите внимание, что вышивка получается объёмной.
Ещё один пример объёмной вышивки — пудель Артемон.
На выставке представлено несколько вышитых сонеток. Сонетка — специальная лента, с помощью которой вызывали слуг из кухни. Рассматривая одну сонетку, заметила, что она вышита на металлической сетке.
Цветочный букет, вышитый гарусом и венецианским бисером, был когда-то на декоративной подушке.
На выставке «Старинные вышивки» вы также увидите пресс-папье, подстаканники, кошельки, бювары с вышивкой (папки для хранения почтовой бумаги, конвертов и корреспонденции) и многое другое.
Выставка «Старинные вышивки» в Музее В. А. Тропинина ходит с 30 октября 2020 по 9 мая 2021 года
Адрес: Москва, Щетининский переулок, д. 10 стр. 1 (билеты продаются только онлайн на сайте музея)
Источники:
Https://www. mk. ru/culture/2023/07/07/na-kroshechnoy-vystavke-v-muzee-tropinina-pokazali-samye-iskusnye-obmanki. html
Https://julie-pr. ru/2021/04/08/old-embroidery/
Https://museum-nmsk. ru/news/vystavka-volshebnaya-nit/