Что такое техника сфумато в машинной вышивки
История рукоделий: волшебное сфумато
Красивое итальянское слово «сфумато» — знакомо немногим. Но его точно знают представители двух профессий — художники и. мастерицы машинной вышивки. Откуда же оно пришло с наш язык и что означает? А это значит — на Осинке очередная рукодельная (а еще и живописная ) история!
«Сфумато» (sfumato) в переводе с итальянского буквально обозначает — «затушёванный», «исчезающий как дым»». Этот термин в живописи и рисунке обозначает особую технику передачи полутонов, позволяющую добиваться смягчения очертаний фигур и предметов, чтобы передать окутывающий их воздух. Это достигается нанесением тончайших, полупрозрачных слоев, минимально различающихся по цвету, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют нужные фрагменты полотна. Это и позволяет создать ощущение дымки, тумана. Также приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра (резкое изображение), окруженное более размытыми контурами. Это позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на картине. Прием широко использовался в картинах во времена итальянского Возрождения.
Родоначальником техники сфумато считается Леонардо да Винчи, однако современные историки уверены, что он обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона.
Появление сфумато в живописи привело к революции в живописи. Естественно, сразу возникло несколько его вариаций. Например, великий Микеланджело создал свой вариант многослойной манеры письма – канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, прием основан на цветовом контрасте. Так художник придавал изображению глубину и перспективу.
И вот тут от истории немного перейдем к географии. Дело в том, что на другом конце планеты аналогичная техника передачи пространства и перспективы при помощи нанесения полупрозначных слоев появилась за полтора века до великого Леонардо. Речь — о традиционной китайской живописной технике гунби (工笔 — gōngbǐ). Это слово дословно переводится с китайского языка как «тщательная или прилежная кисть».
Живописная работа, выполненная в этом стиле, легко узнаваема: изображение сделано с предельной тщательностью прорисовки: усики мотыльков, шерстка животного, нежный румянец щек красавиц или тончайшие цветовые нюансы бутонов цветов, все это должно быть виртуозно отражено. Вторая важная особенность — многослойность изображения. Каждый объект может насчитывать от 5 до 30 слоев. И не важно, что это — лепесток лотоса или шерстинка на спинке котенка. Улавливаете параллель?
Считается, что этот стиль китайской живописи появился более 2000 лет назад и берет свое начало от техники украшения храмов и усыпальниц. Позже живопись становится более светской — основным заказчиком становится, естественно, император и его двор. Именно стиль гунби использовался для декорирования интерьеров дворцов, предметов утвари, дорогих безделушек.
Не исключено, что именно такие работы в китайской технике повлияли на творчество Леонардо — флорентийские купцы регулярно торговали с Китаем и привозили оттуда и всевозможные диковины, и новые виды творчества. Например — техника лаковой миниатюры, декупажа и пр. пришли в Европу именно из Китая.
Но история иногда делает крутые виражи. И так получилось, что громадный вклад в развитие китайской техники гунби внес. европеец. Звали его Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), он был итальянский монахом-иезуитом, миссионером, приехавшим в Китай и ставший очень скоро ни кем нибудь, а придворным архитектором и художником трех императоров династии Цин (Канси, Юнчжэна, Цяньлуна). Именно он внес огромную лепту в трансформацию традиции китайской живописи, обогатив ее европейскими художественными приемами, такими как линейная и воздушная перспективы и светотень.
Являясь художником и архитектором европейской школы, живший после Леонардо и Микеланджело, Кастильоне, несомненно, был знаком с их творчеством. И в его работах сразу угадываются знакомые нам по полотнам этих и других мастеров Возрождения полутона и переходы. Кстати, приемы, разработанные Кастильоне, применяются и современными китайскими художниками. Такой вот союз Востока и Запада!
Зато теперь сразу понятно, почему авторы программы машинной вышивки Embird Studio, назвали свое приложение для создания вышитых картин — Sfumato Stitch, или сфумато. Другие название этой техники — фотовышивка, фотостежок. Возможно, оно пришло из названия другой программы PE-Design PhotoStitch. Оба приложения имеют своих поклонников и оба позволяют создавать потрясающие вышитые картины.
На страницу → |
Техника вышивки многое позаимствовала из живописи — стежки накладываются на канву в несколько слоев, они на первый взгляд хаотичны и похожи на извивающиеся линии, но именно это придаёт картине, как и в живописи, эффект лёгкости и воздушности.
А какие замечательные работы получаются в результате — можете убедиться сами!
Кстати!
Как обычно, все эти прекрасные картины и их авторы «живут» тут же, рядом, на Осинке, в подфоруме Машинная вышивка. Присоединяйтесь!
На страницу → |
Источники:
Https://club. osinka. ru/topic-204694