Как приготовить гербарий в дет саду
Консультация для педагогов «Методические рекомендации по использованию гербариев»
Цель : расширение представлений детей о разнообразии растительного мира ближайшего окружения. — способствовать формированию и расширению представления детей о растениях огорода, клумб, лекарственных растениях, деревьях и кустарниках растущих на территории детского сада: название, особенности внешнего вида, строение, условия роста и развития, значение для человека; — формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе; — формировать у детей осознанно-правильное отношение к растительному миру. Развивающие: — развивать мышление, память, воображение, творческие способности; — развивать любознательность, познавательный интерес к растениям, умение делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. — воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям — воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе Важной составляющей частью знакомства детей с окружающей средой и законами природы является их знакомство с флорой родного края – особенностями лекарственных и обычных растений. У воспитанников детского сада № 38 «Вдохновение», появилась возможность более близкого и предметного знакомства с растениями родного края – при помощи гербария, собранного педагогами. Дети должны знать те растения, с которыми ежедневно встречаются. Конечно, лучше использовать для этого живые растения, но это не всегда возможно. И тут на помощь приходит гербарий Гербарий сделан на листах формата А4. На них расположили и закрепили само растение с надземными частями (подземными), листья деревьев и кустарников. Для гербария мы собирали цветы, листья и целые веточки. В настоящих гербариях, сделанных на фабриках, у растений есть даже корешки, цветочки и семена. В нашем первом гербарии только цветы, веточки и листочки. Растения собирали в сухую солнечную погоду, подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Для гербария собирали растения в период цветения, так как цветок – очень важный систематический признак.
Собранный материал мы разбили на группы: В ходе нашей работы мы сделали следующие выводы: 1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости. 2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа. 3. Высушенный материал использовать для создания аппликаций и букетов, в НОД, совместной и самостоятельной деятельности детей. Методические рекомендации по использованию гербариев Гербарии можно использовать в непосредственно – образовательной деятельности, совместной деятельности (в режимных моментах) и самостоятельной деятельности детей. При работе с гербарным материалом нужно быть аккуратными ввиду его хрупкости. — особенности внешнего вида (строение, характерные особенности); — условия для роста и развития данного растения; — полезные свойства (лечебные свойства) растения. В самостоятельной деятельности, детям предлагаются дидактические настольно – печатные игры, рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают об этом растении, загадывание загадок, самостоятельное придумывание загадок – описаний. В совместной деятельности воспитатель предлагает детям речевые и настольно – печатные дидактические игры по растениям (гербария), читает детям сказки, рассказы, загадывает загадки о растениях (см. приложение и гербарии). В результате продуктивной деятельности в НОД и самостоятельной деятельности, дети создают поделки из природного материала, аппликации с использованием листьев гербария.
В непосредственно – образовательной деятельности гербарии можно использовать в разных образовательных областях Они используются в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Пример: показ детям лекарственного растения «чистотел обыкновенный» из гербария. Обсудить с детьми, какие части есть у растения, на что похожи, название, прочесть стихи или загадать загадку. Обсудить с детьми, чем может быть опасно это растение.
Беседы с детьми на темы: «Правила поведения в природе (не рвать растения, не ломать ветки деревьев, не играть с огнем…», «Какие растения опасны, а какие полезны», «Съедобные и ядовитые ягоды», «Лекарственные растения могут быть опасными для детей», «Витамины в жизни человека» и т. д. Примеры НОД об использовании гербариев в других образовательных областях представлены в таблице 1) «Ознакомление с природным и социальным миром Цель: расширение представлений о лекарственных растениях ближайшего окружения Цель: уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях. Цель: расширение представлений детей об овощах. Цель: расширение представлений детей о деревьях и кустарниках — «Могут ли растения принести вред нашему здоровью?» Цель: формирование представления детей о строении, росте и развитии растений 2)Познавательно-исследовательская /конструктивная деятельность — «Деревья на участке детского сада» (конспект см. приложение 2) Цель: знакомство с лекарственными растениями родного края — « Весенний лес» (Коллективная работа) Цель: формирование умения сочетать в поделке природный материал (сосновые шишки, мох и т. д.) и пластилин. — «Рассматривание и сравнение веток березы, клена и ели» Цель: формирование умения различать ветки и листья деревьев Цель: формирование умения определять части растений Цель: знакомство с листьями разных видов деревьев — Составление описательных загадок, о деревьях и кустарниках. — Составление описательных загадок о лекарственных растениях. — Составление описательных рассказов о ягоде с использованием сенсорно-графических схем. Воробьевой Составление сравнительно-описательных рассказов о моркови и помидоре по кругам Эйлера: Цель: формирование умения составлять описательный рассказ (загадку) с использованием картинок, гербария. Цель: формирование умения у детей составлять описательные загадки о овощах Цель: формирование умения выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения Цель: формирование умения выразительно читать наизусть стихотворение. Цель: познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи» — Чтение сказок, рассказов, легенд о лекарственных растениях) — Загадывание загадок о деревьях, овощах, ягодах, лекарственных растениях Цель: приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением С. Есенина «Черемуха» Цель: формирование умения рисовать ветку сирени техникой комкования (печатание бумагой) Цель: формирование умения в рисунке передавать образ куста картофеля Цель: формирование умения передавать в рисунке осенние изменения в природе (печатание листьями) Цель: формирование умения рисовать цветок одуванчика методом тычка. Цель: формирование умения передавать в рисунке образ ветки рябины (с использованием ватных палочек) Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности. Рисование восковыми мелками + акварель; Цель: формирование умения рисовать с натуры лист дуба Цель: формирование умения у детей придумывать сюжет своей работы, используя листья гербария. Цель: формирование умения создавать образ ветки рябины с использованием нетрадиционной техники Цель: формирование умения способом обрывной аппликации создавать образ осенней березы Цель: формирование умения у детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев. Цель: формирование умения создавать образ лекарственного растения способом смятия бумаги в круглый маленький комочек Цель: развитие навыка составления композиции с использование бросового материала (веток и ваты) Цель: формировать умение выполнять аппликацию в технике торцевания Цель: формирование умения у детей создавать в технике барельефной лепки изображение дерева, цветка, ветки дерева Цель: формирование умения лепить разные по форме и цвету ягоды (по желанию детей) — «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (коллективная лепка») Цель: формирование умения лепить по выбору луговые растения: ромашку, одуванчик, василек, колокольчик. — «Осеннее дерево» (Барельеф из пластилиновых колбасок) Цель: формирование умения выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Летом и осенью природа щедро одаривает нас замечательными находками. Вместе с детьми можно устроить совместное «собирательство»: пестро окрашенных листьев, цветов, трав, желудей, ягод рябины, крылаток клена. Такое занятие будет очень полезно для детей. Почему? Потому что: — во-первых, дети получат новые представления о природе, научаться различать деревья и кустарники, их лист
ья и плоды; — во-вторых, дети освоят технологию засушивания листьев, попрактикуются в творчестве — в-третьих, дети будут с большим интересом рассматривать гербарий, созданный своими руками и с гордостью показывать его родителям. Источники: Https://stroidetail. ru/kak-sdelat-gerbarii-iz-romashki-gerbarii-iz-osennih-listev-pod/ Https://www. vera-autoservice. ru/kak-sdelat-gerbarii-iz-yagod-gerbarii-iz-listev-svoimi-rukami. html Https://vitospb. ru/raznoe/listya-prostye-i-slozhnye-gerbarij-attention-required-cloudflare. html Https://xn--j1ahfl. xn--p1ai/library/gerbarij_listya_i_tcveti_105009.html Https://obrazovanie-gid. ru/voprosy/dlya-chego-nuzhen-gerbarij-v-detskom-sadu. html Https://infourok. ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-gerbariev-2177074.html