Картины известных художников мира в вышивках
Вышивка в живописи.
Вышивание – увлекательный и захватывающий процесс. Создавая крестик за крестиком свое произведение, будто растворяешься в реальности и погружаешься в иной мир. И тогда сама вышивальщица может стать образом произведения высокого искусства – идеальным образом для художника.
Русское искусство
Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
В. А. Тропинин. Золотошвейка.1826.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В этом портрете ярко воплотились представления художника о лучших качествах женщины — приветливости, мягкости, домовитости. Простота и правдивость удачно сочетаются с миловидной грацией натуры. Тропинин очень внимателен к деталям, говорящим о золотошвейке, как представительнице определенного трудового социального слоя; он заботливо отмечает характер ее прически, платья и особенно всех принадлежностей шитья.
В. А. Тропинин. Кружевница. 1823.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. Лишь в набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. В „Кружевнице» трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра. А в картине главным является желание показать, что и простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Он не просто описывает быт поселян, он любуется ими, воспевает людей из народа, создает поэтический идеал красоты русского крестьянина и его быта. Крестьян, изображенных Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм
. А. Г. Венецианов. Крестьянская девушка за вышиванием. 1843.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Николай Васильевич Неврев (1830 — 1904) – исторический и жанровый живописец и портретист. Широкая известность к художнику пришла в середине 1860-х годов с исполнением им ряда жанровых картин из русского быта и русской истории, для которых характерны обличительная острота, убедительность социальных характеристик и подробная разработка сюжетных ситуаций.
Ю. Я. Леман. За рукодельем. 1887.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Известен своими историческими картинами; росписями Владимирского собора в Киеве, храма Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; мозаиками и иконами церкви Спаса на крови в Петербурге; и лиричными портретами родных, духовно-близких людей и людей искусства и науки.
М. В. Нестеров. Портрет Е. П.Нестеровой за вышиванием. 1909.
Картон, масло. Частное собрание.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 —1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы. Плавные, «музыкальные» ритмы картин воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры, которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
В. Э. Борисов-Мусатов. Леди вышивает. 1901.
Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Александр Иванович Лактионов (1910-1972) – русский художник, мастер жанровых картин и портретов, отличавшихся бытовой конкретностью и тщательной детализацией. В силуэте вышивающей девочки, сидящей на окне, лицо написано со всей мягкостью и жизненностью образа и – что особенно важно – со всей цельностью и богатством золотистой гаммы.
А. И. Лактионов. За вышиванием. 1954.
Бумага на холсте, пастель. Национальная картинная галерея, Индия.
Игорь Сидельников (1937 – ) – российский художник, отдающий предпочтение писать пейзажи своего родного края – Мордовии, ее жителей
. Сидельников. Вышивальщицы.
Семен Николаевич Виноградов – современный народный художник Удмуртской Республики, живописец. Создает на холсте радостный и светлый, полный гармонии мир добрых и талантливых людей. Художник глубоко почувствовал и передал средствами живописи духовную сущность веками складывавшегося жизненного уклада удмуртов. В образную ткань его картин органично вошли излюбленные краски удмуртских мастериц, народное представление о красоте, народные обычаи, образ жизни удмуртов.
С. Н. Виноградов. Вышивальщица. 1959.
Холст, масло.
Игорь Юрьевич Каменев (1955 – ) – современный российский художник, работающий главным образом в технике масляной живописи, но наряду с этим в совершенстве владеющий практически всеми живописными техниками. Особо выделяются своей изысканностью и мастерством исполнения акварельные работы.
И. Ю. Каменев. Вышивальщица. 1980.
И. Ю. Каменев. Вышивальщица.
Ирина Евгеньевна Калентьева (1965 – ) – современный художник-иллюстратором и художественный редактор.
И. Е.Калентьева. Рукоделие. 2002.
Елена Ясько (1969 – ) – современный российский художник. Живет и работает в Азове.
Е. Ясько. Анфиса-рукодельница. 2001.
Западное искусство
Австрия
Франц Ксавер Зим ( Franz Xaver Simm, 1853-1918) – австрийский художник, получивший известность своими фресками, диорамами, произведениями жанровой живописи и иллюстрациями к изданиям классической немецкой литературы.
Ф. Зимм. Вышивальщица
Генрих Штрехблоу (Heinrich Strehblow), Австрия.
Леди, вышивающие в цехе. 1892. Частная коллекция.
Великобритания
Джон Уильям Уотерхаус ( John William Waterhouse, 1849 — 1917) — английский художник, известный своими женскими образами, которые он заимствовал из мифологии и литературы. «I am Half-Sick of Shadows» said the Lady of Shalott (русск. „Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот) – картина, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).
Д. Уотерхаус. I am Half-Sick of Shadows, said the Lady of Shalott. 1916.
Холст, масло. Художественная галерея, Онтарио, Канада.
Сэр Джошуа Рейнолдс (Sir Joshua Reynolds, 1723 —1792) — знаменитый английский исторический и портретный живописец. Для портрета сестер Рейнолдс избрал традиционный для английской живописи жанр «разговорной картины». Он изобразил их сидящими вокруг стола и занимающимися рукоделием. Но в его исполнении житейская сцена лишается обыденности. Художник стремится приподнять своих героинь над повседневностью. Полные обаяния молодости леди одеты в белые парадные платья, их головы украшают высокие, торжественные прически, фигуры помещены на фоне тяжелого занавеса, двух мраморных колонн на высоком каменном парапете и пейзажа, открывающегося на заднем плане.
Д. Рейнолдс. Портрет сестер Уолдгрейв. 1780.
Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Лоуренс Альма-Тадема ( Lawrence Alma-Tadema, 1836—1912) – один из самых известных британских художников XIX века, мастер исторической и мифологической живописи.
Л. Альма-Тадема. Вышивальщица. 1904.
Эдмунд Блэр Лейгтон (Edmund Blair Leighton, 1853 — 1922) — английский художник, писавший в стиле романтизма, утончённый мастер, создающий тщательно прорисованные, декоративные картины
Источники:
Https://kovlam. livejournal. com/1031642.html