Программа вышивки с младшими школьниками
Кружок «Вышивание»
Рабочая программа (1 класс) на тему
Программа кружка вышивания крестом «Золотая иголочка».
Актуальность : Народная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно — эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися первого класса.
Цель программы : Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда — вышиванием крестом.
Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.
Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. День занятий руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические — рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно — прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
— соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
— планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
— принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
— овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
— научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
— эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); — использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
— подготовка и проведение выставок детских работ;
— дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
— творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит. д.).
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.
Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
Окончание вышивки. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ.
Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.
Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.
Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
Практическое освоение выполнения креста двойного.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.
Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.
Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.
Техническое оснащение и дидактический материал занятий :
Источники:
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/11/kruzhok-vyshivanie