Работа с гербарием в начальной школе
Однопредметный урок в малокомплектной школе по окружающему миру, 1–2-й класс ( по А. Плешакову)
Оборудование: презентация «Растения», карточки-раскраски хвойные и лиственные растения, карточки – задания хвойные и лиственные растения, куклы: дед, бабка, Василий, русалочка, части растений из бумаги для склеивания, картинки с изображением Муравьишки, корзинка с плодами и семенами. Только – На припеке у пеньков Отдернешь ладонь: Много тонких стебельков Ожигает трава, Каждый тонкий стебелек Как огонь. Держит алый огонек. (Крапива) Разгибаем стебельки – Собираем огоньки (Земляника) Стоит Аленка: Шел я лугом по тропинке, Платок зеленый, Видел солнца на травинке, Тонкий стан, Но совсем не горячи Белый сарафан. (Береза) Солнца белые лучи. (Ромашка) – Как одним словом назвать все слова-отгадки? (Растения) Тема урока 1 класса: ЧТО ОБЩЕГО У РАСТЕНИЙ Тема урока 2 класса: ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ 1 класс – узнать, какие части есть у растения 2 класс – узнать особенности и различия культурный и дикорастущих растений – Вспомните на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы) У каждого ученика карточка с названием растения на доске три конверта Ученикам предлагается разместить свои карточки по конвертам – А на какие группы делятся растения по виду листьев? (Хвойные, лиственные) Детям предлагается выполнить задание на карточках Дети на карточках раскрашивают хвойное и лиственное дерево Детям раздаются гербарии (работа проводится в группах) Как называется растение? Прочитай название Есть ли у растения корень? Найди и покажи Есть ли у растений стебель? Найди и покажи Есть ли у растений стебель? Найди и покажи Есть ли у растений цветок? Найди и покажи Что появилось на месте цветка, когда он отцвел? Найди плод с семенам и покажи его – Ребята, сегодня мы поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Действующие лица: Дед, бабка, Василий, Русалочка. Дети надевают на руки кукольных героев, часть детей держат декорации, часть детей зрители. Учитель читает текст, дети с помощью пантомимы изображают сказку. Учитель. Сейчас мы покажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется, вздыхая, бабка.) Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать Как быть Ума не приложу. (Входит дед.) Дед. Что стряслось то Что ты все вздыхаешь да охаешь? Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь! А у нас беда у порога! Дед. Да что за беда-то, не томи меня, говори! Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил Дед. Ну и что с того? Какая в том беда? Бабка. А вот какая… Сказывают люди – русалка там живет! Не дай бог заманит она его в свои сети колдовские! Дед. Не бойся старая, вырос наш Василек добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе! Ему ли за русалкой идти. Бабка. И вправду. Хорош наш сынок! Сильный, крепкий… А глаза – то голубые, как небо! Да только ходит он не весел. Все думает о чем-то. Жениться бы ему скорее Дед. Да и то верно! (Уходят, появляется Василий) Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты Русалочка? Русалочка. Здесь, давно жду тебя Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем. Русалочка. Нет не бывать этому. Это ты должен ко мне прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном царстве. Василий. Нет не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держит меня, не смогу я всю жизнь по водой провести. Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне. (Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек) Русалочка. Ах! Что же я наделала?! Погубила я своего Василия! А цветок – то так похож на его глаза, как небо. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же мне быть теперь? (плачет) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, что бы вернуло оно мне Василия! Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий. (Уходит. Появляются дед и бабка) Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька! Дед (утирает слезы) Да не уберегли, пропал наш Василек, как в воду канул! Бабка. А я вот цветов собрала. Они в поле появились сразу, как наш сынок пропал. Уж очень они мне Василька нашего напоминают Дед. И вправду, синие, как его глаза. Бабка. Буду теперь на них смотреть да сыночка нашего вспоминать – Скажите, какое значение для человека имеют растения? (1 слайд) – Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны поделить все эти растения на две группы. – Итак, чем похожи, и чем отличаются ель и яблоня (2-3 слайды) – Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник (4-5 слайды) – Чем похожи и чем отличаются мать-и-мачиха и помидор (6-7 слайд) – На какие же группы можно поделить все растения? (8 слайд ) Детям раздаются части растения Задание – собрать все части и склеить их на карточке (Работа проходит в группах) – Из каких частей состоит растение? (9 слайд) – На какие две группы делятся растения? (10-11 слайд) – Приведите примеры растений каждой группы (12-13 слайды) 1. Выполнить задания в рабочей тетради 2. Прочитать текст в учебнике с 64-65 3. Придумать сказку о любом растении
Исследовательский проект «Гербарий»
Гербарий является наглядным пособием в начальной школе и может быть представлен в оригинальной форме, для дальнейшего использования как в урочной, так и в неурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение «Лицей «Саша» Выбранная нами тема очень актуальна, так как гербарий является наглядным пособием в учебной деятельности начальной школы, а также важнейшим материалом для изучения родного края. Предметом этого исследования является гербарий. Цель исследования — сделать гербарий необычного вида. Задачи: 1.Изучить и проанализировать историю появления гербария. 2.Провести опрос по теме: «Необычный гербарий». 5.Определить последовательность создания необычного гербария. 4.Придумать и сделать свой необычный гербарий. 6.Сделать выводы о проделанном исследовании. Наша гипотеза звучит так: мы предполагаем, что сможем изготовить необычный гербарий для дальнейшего использования на уроках окружающего мира. Практическая значимость: наше исследование заключается в том, что мы сравним гербарии различных видов и создадим свой гербарий, который можно использовать не только на уроках окружающего, но и на уроках математики и изобразительного искусства, технологии, а также во внеурочной деятельности.
- В сухую погоду собрать нужное Вам растение Положить его на сухую газету и расправить все части Сверху накрыть другой газетой Положить небольшой пресс Дать просохнуть Взять чистый лист бумаги и закрепить высушенное растение Подписать название
В русском языке слово «гербарий» имеет два значения:
- Имея гербарий, можно узнать, как выглядят растения, обитающие в других странах и на других материках. По гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий. так называют особым образом высушенные растения, снабжённые этикетками.
Сбором и засушиванием цветков и трав увлекались многие аристократы. Наталья Гончарова, жена А. С. Пушкина, сушила полевые травы из своего сада — ее гербарий хранится в петербургском доме-музее А. С. Пушкина.
- самым крупным и ценным гербарным собранием в настоящее время располагает Королевский ботанический сад на окраине Лондона. Его коллекции насчитывают около 6 млн. гербарных листов; в России работает гербарий, входящий в пятёрку самых крупных гербарных хранилищ мира. Это гербарий академического Ботанического института им. В. Л. Комарова, расположенного в Санкт-Петербурге (более 5 млн. листов).
Мы провели анкетирование ребят-одноклассников в составе 13 человек по следующим вопросам. Результаты анкетирования вы можете увидеть на слайдах. На диаграмме мы видим, что 60% от общего числа опрашиваемых уже имеют гербарий. Значит ранее они уже были заинтересованы в его создании. А 30% на момент опроса хотят его сделать. На диаграмме видно, что значительная часть детей (70%), из тех кто заинтересован в создании гербария, желают его сделать необычного вида. Диаграмма нам дала понять, что дети ранее уже видели гербарии необычного вида. Мы исследовали разные работы, которые могут быть использованы как гербарий: аппликация; декорирование тарелки, свечи, предметов интерьера и т. д.; панно; коллаж; картина; украшения. После чего решили сделать гербарий в виде платья для Королевы ОСЕНИ. Замысел нашего гербария.
1. В виде платья для Королевы ОСЕНИ. 2. Платье должно состоять из полосок орнамента, составленного из листьев. 3. Полоски должны состоять из листьев разных пород деревьев. 4. При составлении орнамента соблюдать принцип контрастности цветов. 1. Нарисовать эскизы платья. 2. Составление и фиксирование на полоске бумаги рядов –узоров. 3. Фиксирование рядов –узоров на заранее подготовленном каркасе из бумаги. 4. Изготовление этикеток в виде веера. 5. Самооценка готового изделия. Сделать гербарий своими руками может каждый человек. Благодаря ему можно изучить флору любой местности. Флора каждой территории очень со временем меняется. Одни виды исчезают, другие появляются. С помощью гербария можно определить, когда это случилось. Каждый лист с образцом растения – своего рода архивный документ. Гербарий может быть оформлен разными способами. Он может играть не только познавательную роль, но и быть украшением интерьера. Гербарий можно использовать непосредственно на уроках окружающего мира, а также на уроках математике при изучении чисел и операций с ними. На уроках ИЗО наш гербарий послужит для изучения гаммы цветов и орнаментов. На уроках технологии он может быть примером создания каркаса. Во время внеурочной деятельности платье для Королевы ОСЕНИ можно использовать в качестве реквизита при постановке театральных сценок. Наша гипотеза подтвердилась, мы сумели придумать и создать гербарий необычного вида, который в дальнейшем будет использоваться на уроках: окружающего мира, математики, изобразительного искусства, технологи, а также во внеурочной деятельности. Источники: Https://hoztovar-spb. ru/tehnika-dlya-doma/kak-zasushit-cvety-dlya-gerbariya. html Https://dybsky. ru/how-quickly-to-dry-plants-for-the-herbarium-how-to-dry-flowers-and-plants. html Https://xn--80aaaacr6axp9are4j. xn--p1ai/post/kak-sushit-tsvety-dlya-gerbariya-i-kak-sohranit-tsvet. html Https://retro-dress. ru/poryadok/kak-pravilno-zasushit-listya-dlya-gerbariya. html Https://sushi-salsk. ru/rasteniya/opisanie-rastenij-dlya-gerbariya-2.html Https://mdo-info. ru/garderob/gerbarij-foto. html Https://urok.1sept. ru/articles/565175 Https://nsportal. ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2020/01/16/issledovatelskiy-proekt-gerbariy