Руководитель художественного кружка вышивка
Рабочая программа кружка «Чувашская вышивка»
Народная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень знаний в сфере чувашской национальной культуры.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через овладение техникой чувашской вышивки.
- развития творческих способностей; фантазии и воображения; образного мышления, используя игру цвета и фактуры; нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество; восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
- развитие наблюдательности, фантазии, развитие пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики; развитие художественно – творческих способностей; развитие художественного вкуса, творчества, самостоятельности в работе. формирование правильных эмоционально — социальных навыков в процессе творческой деятельности;
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.
Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов России.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.
Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.
Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.
Получение первоначальных профессиональных умений.
Применение приобретённых навыков и практических умений по вышивке изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.
Межпредметная интеграция занятий осуществляется с:
— Изобразительным искусством (зарисовка эскизов, прорисовка элементов, составление композиции, работа в цвете акварелью, гуашью);
— Информатикой (использование ПК и программных средств для показа образцов);
— Историей (история возникновения росписи, вышивки);
— Чувашским языком и культурой (изучение чувашского национального орнамента)
— Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Кружок «Чувашская вышивка» рассчитан на 62 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Программа кружка рассчитана на обучающихся 6-8 классов коррекционной школы 8 вида.
-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;
-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.
— практически изучить технику чувашской вышивки;
— изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;
— различать вышивку по этнографическим группам;
— последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.
— национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния — Чувашского декоративного искусства;
— интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;
— определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;
— осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
— устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;
— навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:
— историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.
— известных мастеров чувашской национальной вышивки.
— крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;
— классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;
— отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;
— пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;
— использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
— выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;
1. Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.
Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку. Современные мастера чувашской вышивки.
2. Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.
Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар — макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».
3. Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.
Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.
Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
Календарно-тематический план занятий кружка чувашской национальной вышивки.
Источники:
Https://xn--j1ahfl. xn--p1ai/library/rabochaya_programma_kruzhka_chuvashskaya_vishivka_195449.html