Вышивка народов сибири и дальнего востока
Художественный мир Сибири
Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.
Полезные ссылки
Воскресенье, 29 января 2017 г.
Тувинский орнамент
Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых.
Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство.
Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядово-магическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчества, эстетическое начало.
Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным вкусом, вписать в нее красочный узор.
Название узоров разнообразны: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), мотив в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и др.
Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство.
Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.
Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение многих орнаментальных узоров было забыто, но они сохраняют свои названия, часть из которых восходит к глубокому прошлому. Например, роговидный мотив «кошкарлап» в переводе означает «бараний»; развитие этого мотива началось еще в эпоху ранних кочевников, когда роль мелкого рогатого скота особенно возросла. Вероятно, в прошлом этому узору придавалось особое магическое значение, ныне этот мотив, хотя и не имеющий особой символики, остается излюбленным в работах тувинских мастеров.
Кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени».
Многолепестковая розетка «чечектеп», означает «цветковая».
Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т. е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый».
Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» — прямоугольная спираль, «тогерик» — круглая спираль, «торума» — треугольник и т. д.
Символом счастья считается изображение узла «удазын» — одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев
Эти фигуры называются «Узлы счастья», крайний правый — «узел долголетия». Можно заметить, что этот узел не имеет ни начала, ни конца, поэтому он и является символом долгих лет жизни (или вечности). Характерная особенность этой фигуры заключается в том, что её можно нарисовать одним росчерком пера. Изначально данный символ, пользовавшийся, большой популярностью у монгольских племён и, в частности, у джучидов, появился в тибетском буддизме, где он означал энергетическое равновесие, нужное человеку для счастливой и здоровой жизни.
В выполнении форм линий, красок использовании исходных материалов отражено свое чувство красоты, свое понимание гармонии тувинского народа.
Во время раскопок древнетюркских курганов были найдены мужские и женские украшение, предметы утвари, где внутри круга изображены орнаменты с точкой и крестом.
Как же появился орнамент? «Аяк хээзи» (буквально «Пиаловый узор»). Тувинцы брали пиалу из корня березы, клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности, получался круг, внутри его с точки середины рисовали крест с загнутыми под прямым углом концами и начинали рисовать узоры. Так, с помощью обыкновенной деревянной пиалы придуман был знаменитый узор «Аяк хээзи».
С тех пор, прошло много лет. В настоящее время орнамент «Аяк — хээзи» используется как украшение предметов домашней утвари.
Тувинцам известны: заштрихованные треугольники, сетка, зигзаг. Можно встретить и крестообразные узоры, и мотивы, похожие на растительные побеги. Значительное место принадлежит различного рода розеткам и проникшим в тувинский орнамент китайским символическим знакам.
Т-образный меандр (другое название — молоточный) применялся только на особо важных предметах, символизируя бесконечное движение и вечную жизнь.
Растительные мотивы проявляются во всевозможных розетках. У тувинцев был распространен узор «цветок лотоса».
В узорах на деревянных изделиях тувинские мастера сохранили значительно больше традиционных форм, чем в предметах из металла. Если в тувинском прикладном искусстве узоры на металле, прежде всего, рассчитаны на восприятие при ярком свете дня, на открытом воздухе, то деревянная резьба и роспись – это главным образом украшение интерьера юрты.
(С сайта http://museum. nsk. ru/project/sib-stile/grafika. htm
Томск — ТОХМ (НВФ) Коллекция рисунков С. К. Просвиркиной 1910 — 1917 гг.
Oпись составлена кин И. В.Октябрьской — снс ИАЭT СО РАН 30 и главным хранителем фондов ТОХМ Л. А. Булычевой.
The inventory is made by Dr. I. V. Oktiabrskaya and L. A. Bulycheva)
В различные части костюма включались посредством вышивки, стежки, аппликации, чеканки символические знаки, орнаменты, узоры. Обувь орнаментировали геометрическими и витыми фигурами, в том числе «рога оленя», «нить счастья». В детали подвесок включались орнаменты и узоры: рога оленя, рыбы, листья, лотос, нить счастья, облака, волны, горы и т. д. Ленту «маак» головного убора могли украшать знаком «ланзы», узорным вариантом буддийского атрибута «ваджра». Воротник стегали в несколько рядов голубым ли белым узором «волны», вкладывая в них следующий смысл: пусть мой народ будет чистым, как морские волны, пусть мой народ будет сильным подобно морским волнам, пусть мой народ будет вечным как море.
Общими для детей обоих полов были головные уборы. Наиболее богатые шапки украшались вышивкой, красивой тесьмой, вдоль швов полосками, а так же в виде узоров, орнаментов. В детские узоры, орнаменты включали цветы, листья, рога архара, бесконечную нить счастья. Бесконечную иногда заменяли другим символом счастья: бабочкой. Оберегом нерушимости семейного очага считали типичный центрально-азитский ромбовидный узор «хана-карак», которым простегивали стоячий воротник.
Тувинский орнамент занимает в жизни народа настолько важное место, что его отразили во всех гербах столицы Тувы – Кызыла. Гербы яркие и красивые.
Первый герб города Кызыла был утверждён 12 июня 1974 года решением городского Совета депутатов трудящихся Кызыла. На красном поле геральдического щита размещался исконно тувинский орнамент под названием «Узел счастья», обелиск «Центр Азии», и цифра «1914» — год основная города. По обеим сторонам центральной фигуры помещались две синие волнистые ленты, символизирующие собой Большой и Малый Енисей, которые сливаются в одно русло в городе Кызыл. Автор герба — Ю. С. Кондратенко.
В 2005 году новый герб города был утверждён Решением Кызылского городского Хурала представителей от 30 марта 2005 года № 44. Герб представлял собой традиционный геральдический щит красного цвета, на котором золотом были изображены як и солнце. Автор герба — Ойдуп Александр Ондарович
Над рогами яка изображено солнце. В символическом изображении солнца стилизованное начертание свода (хараача) юрты — национального жилища. Изображение солнца в виде свода юрты выражает идею зарождения жизни, дает огонь, тепло, считается хранителем домашнего очага. Лучи солнца означают мирное объединение многонационального народа, города, республики. Красный цвет олицетворяет власть, мужество, неустрашимость, справедливость. Красный цвет указывает на название города Кызыла (в переводе на русский — красный). Желтый цвет олицетворяет изобилие, богатство, могущество и постоянство. Он ассоциируется и с уникальными золотыми находками из скифских курганов тувинской Долины царей, перевернувшими представление о родине Скифии».
Обоснование герба включено в Положение об основном символе города: «Основой герба города послужила главная достопримечательность Кызыла – обелиск «Центр Азии». Он изображен в виде безанта (шар), символизирующего земной шар, и стелы, указывающей на географический центр Азии. Слева и справа от стелы расположены крылья, несущие идею взлета и процветания города. Композиция визуально ассоциируется с солнцем и цветком – олицетворяя тесную связь народа с природой. В основании лежит растительный узор с сердцем посередине, символизирующий рождение Енисея при слиянии двух рек в черте города Кызыла. Раскрывающиеся справа и слева завитки орнамента говорят об открытости жителей города, их гостеприимстве.
Червлень (красный цвет) олицетворяет власть, мужество и неустрашимость. Он отражает красоту местности, где расположен город, указывает на прямое название города Кызыла (в переводе на русский – красный).
Золото – символ богатства и процветания города. Устаревшим слогом, как и полагается по требованиям геральдики, изложено в Положении описание новых герба и флага: «В червленом (красном) поле безант (шар) и – над ним – узкое свободное острие, показанные между воздетыми и распростёртыми крыльями; все сопровождено в оконечности стеблем, завязанным в узел о трёх петлях (две и одна); все фигуры золотые».
Источники:
Https://museumsrussian. blogspot. com/2017/01/blog-post_29.html