Что такое икебана и как ее изготавливать
Икэбана: история искусства
Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять». Традиционное японское искусство икэбана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире – деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому У японцев и отношение к цветам, как к божествам. С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии, был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икэбана начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занималась буддийские монахи. И только мужчины. Икэнобо — самая первая школа икэбаны — была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем. Часто можно услышать суждение, что Икэнобо – сама история икэбаны. Первый стиль школы икэнобо – рикка — славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими (более 1,5 метров) и объемными. Главными растениями в них были Сосна и бамбук. Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – Предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них. На создание композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера. Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военно-начальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икэбаны заинтересовались купцы и простые люди. При построении композиций икэбана в стиле рикка(для поддержания стеблей в вертикальном положении в высоких вазах) издавна использовали Держатели из плотной соломы. Из соломы изготавливали несколько пучков, плотно связывали каждый, затем скрепляли пучки вместе и набивали ими контейнер. Важно было сделать пучок нужной плотности – рыхлый не удерживает стебли, а в плотный, напротив, стебли вводить тяжело.
Как Упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан Стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека. Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах. В первых композициях секи использовали Только один вид растений (древесных или трав). В более поздних вариантах стало допустимо сочетание растений. В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии. И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны. Вместе с разными товарами в Японию стали поступать Невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икэбана не предусматривали их использование. Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее Икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – Морибана ( цветы, нагроможденные в плошках). Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции. Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов. В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо. Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – Морибана(низкая ваза) и Хайку(или нагэирэ – высокая ваза).
Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается Школа Согэцу. «Согэцу» — соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.
Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – Современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей. Вместе с новыми мастерами икэбаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икэбаны», где провозглашается, что новая икэбана отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений, что Икэбана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил. Софу Тэсигахара начинает использовать к икэбане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы, металл, веревку, камни…
Икебана – наука, искусство, культ
Думаете, что искусство составлять букеты – это совершенно «не ваше»? Тогда попробуйте сделать икебану. Это творческое и увлекательное занятие принесет вам массу удовольствия и раскроет творческий потенциал. Вот некоторые советы для новичков от мастеров флористического салона «Парижанка». Следуя нехитрым правилам, вы тоже сможете сделать эффектный интерьерный декор своими руками.
Что такое икебана?
«Икебана» – это японское слово, которое дословно в переводе означает «живые цветы». В основе данного флористического направления лежит простота и минимализм. Каждая композиция получается по-своему уникальной и неповторимой. Икебана исповедует следующий принцип. Наблюдай за красотой увядающего растения, чтобы понять, что жизнь тленна. Но не падай духом, ведь в увядании тоже присутствует своя красота. Суть этого направления заключается в том, чтобы выразить главную идею одним элементом. Это может быть камень, ветка, бутон, стебель. А уже вокруг центрального предмета можно расположить остальные, причем так, чтобы они не отвлекали, а, наоборот, концентрировали внимание на главном. На сегодняшний день существует множество школ искусства икебаны, каждая из которых отличается собственной техникой размещения элементов, подходами к выбору компонентов, оформлением.
Что понадобится для творчества?
Прежде чем приступить к созданию флористического шедевра, нужно уловить основную идею этого направления. А дальше – доверьтесь своей фантазии, чувству вкуса. Не все знают, что для икебаны подойдут не только живые растения, но и: Основная ошибка новичков – они полагаются на красоту отдельных цветов, считая, что именно от этого зависит успех готовой композиции. К примеру, Букеты из роз красивые, так как само растение является эталоном элегантности, эстетики, утонченного чувства вкуса. А вот секрет икебаны – в гармонии, удачном расположении компонентов, выборе подходящих составляющих, которые идеально дополнят друг друга.
При этом общее количество элементов не играет никакой роли. Важно приступать к работе в хорошем расположении духа, с чувством внутренней свободы и эмоционального равновесия.
Определитесь, какому элементу вы доверите ключевую роль. Это важно.
Соблюдайте динамику – икебана не любит статичности. Чтобы придать композиции эффект движения, нужно располагать все предметы под определенным углом к основанию.
Если у вас в ассортименте множество различных веток, стеблей, отдайте предпочтение наиболее изогнутым и с необычной формой.
Техника расположения элементов икебаны
Если при создании обычных букетов большой популярностью пользуются симметричные композиции, то в икебане, наоборот. Здесь приветствуются изогнутые и несимметричные линии, нестандартные сочетания. Перед тем как начать собирать флористический декор, тщательно продумайте следующие моменты: Если будете делать подобную композицию впервые, выбирайте в качестве основного цветка орхидею. Это яркое и нетривиальное соцветие, которое без труда справится с ролью центрального элемента.
- интересная ваза – подойдет стеклянная с узким горлышком, цилиндрической формы, прямоугольная; секатор – с его помощью можно будет укорачивать отдельные составляющие композиции; декоративные ветки – нужны для того, чтобы задать динамику; грубая бичевка – для фиксации элементов; стеклянные шарики – для декора.
Разместите по центру ветку орхидеи. Остальные элементы располагайте под углом 15-20 С к основанию, чередуя между собой. Проявите фантазию, но не перегрузите композицию лишними деталями.
Мастерство икебаны – все тонкости постигаются с опытом
По-настоящему оценить совершенство икебаны, составленной профессионалом, сможет лишь мастер такого же уровня. Считается, что расцветка и выбранные элементы не так важны, как линии. Именно благодаря заданным направлениям икебана приобретает объем и глубину. Если нужно выразить эмоции, прибегают к таким формам:
- холодность и равнодушие – строгие прямые линии; неподдельный интерес, радостные переживания – диагональные направления; грусть, печальные переживания – изогнутые линии, устремленные вниз.
Когда пространство между направлениями заполнится – сухоцветами, бутонами, листьями – считается, что назначение икебаны выполнено. Еще есть такое понятие, как цветовая масса. В икебане – это то же самое, что цветовой фон в картине. Основной тон, как правило, сосредоточен у основания. Он реализуется всевозможными оттенками одной цветовой палитры. Цвет хоть и не несет основную смысловую нагрузку, но тоже важен. Точнее, много внимания уделяется цветовым сочетаниям – оттенки должны гармонировать друг с другом, сливаясь в единый логически завершенный ансамбль. Красный, желтый, золотой – теплые, энергетически насыщенные цвета. Они пробуждают интерес к икебане, вызывают положительные эмоции. Синий, сиреневый, серый, фиолетовый часто используют в спокойных композициях без лишней экспрессии. Такие произведения умиротворяюще воздействуют на психику, нормализуют энергетический баланс. Чтобы подчеркнуть главную мысль, которую нужно выразить через икебану, прибегают к контрастным сочетаниям. При этом цвета подбираются с учетом цветового круга: Зеленый может выступать в качестве объединяющего цвета – в нем остальные оттенки как бы растворяются, теряют четко очерненные границы. Задумались, Где купить цветы и прочие компоненты для своей первой икебаны? Интернет-магазин «Парижанка» предлагает вам полистать онлайн-каталог с вариантами. Здесь большой выбор растений на любой вкус.
Источники: Https://moyvostok. ru/kultura/ekibana-ili-ikebana-kak-pravilno. html Https://vostokzapadesign. ru/ikehbana/ikehbana-istorija-iskusstva Https://flowerfor. me/blog/ikebana-nauka-iskusstvo-kult/