Цветочные икебаны из искусственных цветов
Икэбана — философия и искусство
Говоря о своеобразном ви́дении и отношении японцев к природе, нельзя обойти вниманием такое самобытное явление японской культуры, как искусство составления цветочных композиций – Икэба́на (икебана) . Это слово переводят как «живые цветы» или «вторая жизнь цветов», хотя, как часто бывает — буквальный перевод не до конца отражает суть явления. Некоторые исследователи считают, что икэбана — это отражение своеобразной философии Японцев — воспринимать смерть, как искусство, тесно соприкасающееся с эстетической категорией мудзё-но-аварэ — «печальное очарование вещей». Считается, что искусство составления композиций из растений, пришло в Японию из Китая вместе с буддизмом.
Есть легенда, в которой говорится, что после страшного урагана, уничтожившего в некой местности всю растительность, буддийские монахи пришли к статуе Будды с сломанной веткой и облетевшей листвой. Они возложили это к подножью скульптуры и помолились о том, чтобы природа возродилась. И вскоре произошло чудо — природа ожила, а местность вновь зазеленела и наполнилась жизнью.
С тех пор монахи стали создавать «букеты» в качестве подношения Будде и украшения храмов. Спустя время икэбана распространилась в придворной и аристократической среде, а затем вошла в дома и жизнь обычных японцев, став неотъемлемой частью их жизни и интерьеров домов.
Своей философией искусство икэбаны во многом обязано Дзен-буддизму , в котором ветка растения или цветок приобретали особое значение – рассматривались как объекты созерцания, сосредоточения, размышления о сущности вселенной, природы и единстве её с человеком.
Отсюда же берёт начало и Символизм , обязательно присутствовавший в средневековой японской икэбане.
Как правило, композиция состоит из трех уровней растений:
- самая высокая и длинная ветка – Син , обозначает Небо и обычно устанавливается вертикально, растение со стеблем средней длинны – Соэ — располагается чуть под углом, по отношению к первой и символизирует Человека , самые же низкие или горизонтально стелющиеся растения – Тай — в икэбане символически соответствуют Земле .
Подбор цветов (увядших, сухих, ещё не успевших распустится или находящихся на самом пике цветения) подчинен определённым правилам и имеет сложную символику. Например, сосна и роза обозначают долголетие, пион и бамбук – процветание и мир, хризантема и орхидея – радость, магнолия – духовную чистоту. Кроме того, в букетах всегда символически изображается определенное Время года :
Эта обязательная привязка икэбаны к сезонам напомнила мне о классической японской поэзии, где автор непременно должен был дать намёк читателю о времени года с помощью «сезонных слов».
Благодаря линиям, форме и цвету, цветочная композиция может отражать и Различные настроения – грусть, меланхолию, отрешённость, радость и т. д. Созданию определённого настроения, передаче замысла художника-составителя икэбаны, во многом способствует Форма будущей композиции:
- Син. Наиболее строгая форма, со сдержанными линиями. Ветки растений, в таких композициях не слишком разветвляются, а стремятся к вертикальному положению. Для такой икэбаны обычно используют узкие прямые вертикальные сосуды.
- Ге. Эту форму используют тогда, когда хотят добиться ощущения дуновения ветра, под которым колышутся растения. Поэтому выбираются достаточно тонкие ветки и стебли с изящными изгибами и грациозными ответвлениями, а вазы — с широкими отверстиями, обычно невысокие, иногда двухуровневые. Часто в такие композиции включается вода.
- Со. Эта форма наиболее динамична и свободна. Для таких композиций подходят каскадно растущие растения, энергичные ветви и пышные цветы и листья. Большую роль здесь играют подставки и вазы — их формы, зачастую фантазийны. Они могут быть подвесными, многоуровневыми, в виде кольца, лодки. и вообще, чего угодно.
В любом случае, Икэбана предназначалась для неторопливого созерцания зрителем , наводящего на философские размышления о том, что хотел сказать этой композицией художник-составитель.
Кстати, правила японского этикета рассматривания икэбаны, если вы находитесь в гостях, в японском доме, таковы:
* неприлично заглядывать внутрь вазы или пытаться рассмотреть как крепятся элементы композиции — это возможно только с разрешения хозяев (автора)
* рассмотрев икэбану, вы должны обязательно выразить своё восхищение, при этом нужно быть готовым к тому, что в ответ хозяева дома скажут, что они стыдятся этой своей скромной работы.
К икэбане в Японии относятся как к искусству, такому же, как живопись, музицирование или поэзия. Умение составлять цветочные композиции с глубоким философским смыслом и настроением, способные вызвать душевный отклик зрителя, стало в средние века неотъемлемым атрибутом образования аристократов, гейш и, даже, самураев! В многочисленных специальных школах, где сейчас, как и столетия назад, обучают искусству икэбаны, этот процесс напоминает сакральный ритуал, который проходит в полном молчании и, практически, созерцательном сосредоточении. Будущий художник-составитель композиций должен научиться проникаться духом красоты, постигать «душу» растений и материалов, для того, чтобы максимально полно выразить собственное «я» составляя композицию.
Школы и направления
В средние века сложилось несколько основных школ икэбаны и появились мастера цветочных аранжировок, имена которых знают во всей Японии. Древнейший стиль составления растительных композиций назывался Рикка («стоящие цветы») — он был связан с религиозной практикой, и распространился среди священнослужителей.
Икэбаны этого стиля отличали внушительные размеры, а элементы композиций символизировали скалы, водопады, поля и, своими формами, воссоздавали целые пейзажи. Иногда над созданием таких украшений храмовых интерьеров трудилось несколько монахов сразу.
Неудивительно, что этот стиль вышел из моды. Уменьшенной версией рикка стал стиль Сёка . Он появился в начале XVIII века, когда в культуре Японии утвердилась философская категория — Укиё — «изменчивый, бренный, суетный мир».
О такой, очень японской, категории культуры, как «укиё», я уже, немного, рассказывала в статье о дзен-буддизме и, обязательно, затрону эту тему ещё в других публикациях.
Эта философия вдохновляла демократическое, общедоступное направление в искусстве, а сёка — стала одним из его проявлений. Такие композиции можно было встретить не только в храмах, монастырях, дворцах и замках самураев, но и в городских домах простых японцев. Источники: Https://dzen. ru/a/X410mgVuoFHKcZuP Https://oneandhome. ru/blog/iskusstvennye-cvety-v-interere-preimushchestva-i-nedostatki-sozdanie-originalnyh-kompoziciy Https://hobbyndom. ru/kompozicii-iz-iskusstvennyh-cvetov-svoimi-rukami-master-klass-s-posagovymi-foto/